Костерёво
Костерёво – самый молодой город в Петушинском районе и один из самых маленьких городов не только на территории района, но и во всей Владимирской области, меньше только Курлово. Раньше эти земли были заняты непроходимыми дремучими Шернскими лесами, а единственным способом сообщения были реки. Клязьма, протекающая сегодня по городу Костерёво, была в прошлом судоходной рекой. По Липне, русло которой также проходит через территорию города, раньше сплавляли древесину. Леса были богаты ценными породами деревьев. Заклязьменскую сосну использовали для постройки домов, осину – для сооружения колодцев, дуб – для изготовления мебели.
Поселок Костерёво обязан своим рождением двум факторам: проведению через эти земли железной дороги в 1861 году и потребности стекольного завода, располагавшегося в поселке Мишеронь (сегодня в Шатурском районе Московской области), в перевалочной базе на этой железнодорожной линии.
Постройка железной дороги была поручена частной компании французов Фитингофа и Дероша. В 1865 г. было закончено строительство Борминской платформы. В 1888 г. открыта станция, которая была построена владельцами Мишеронского стекольного завода братьями Николаем и Иваном Костерёвыми, вывозившими из-за Клязьмы, с принадлежавшего им завода, стекольные изделия для дальнейшей погрузки в вагоны. От фамилии братьев Костерёвых станция и получила своё название. В то же время агентами фабрикантов Морозовых из Орехово-Зуева и Лосева из Собинки при станции были организованы склады древесины, которую везли из лесных дач за Клязьмой, принадлежавших фабрикантам.
Иван Иванович и Николай Иванович Костерёвы, владельцы «Мишеронского стекольного , получили завод в наследство от их отца Ивана Андреевича Костерёва. Иван Костерёв построил на железнодорожных путях не только здание станции, но и почту, жилой двухэтажный дом для себя (сегодня это Основная школа), а также дом для управляющего имением. Была проведена запасная железнодорожная ветка для вагонов к готовой продукции. Так как железнодорожную станцию построили на земле крестьян деревни Бормино, то, согласно традициям тех времён, её нужно было назвать Бормино. Однако Министерством путей сообщения было решено дать станции имя Ивана Ивановича Костерёва в знак глубокого уважения к заслугам фабриканта. Впоследствии название перешло и к городу.
В 1894 г. уроженец деревни Максимиха Березняковской волости (Судогодский уезд Владимирской губернии) зажиточный крестьянин Фотий Уткин открыл кустарную мастерскую, в которой изготавливал деревянные комплектующие для текстильных машин. У крестьян деревни Бормино он попросил выделить ему участок земли. На сходе крестьяне приняли решение сдать в аренду Уткину три десятины земли рядом с железной дорогой. В 1900 г. Фотий Уткин расширил свою мастерскую, построил новые корпуса, поставил небольшой двигатель, появились машины и примитивные станки. Мастерская преобразилась, превратившись по сути в фабрику, на ней стали выпускать веретена, катушки и шпули.
По сведениям Списка населенных мест Владимирской губернии за 1905 г. на станции Костерёво Московско-Нижегородской железной дороги насчитывалось всего 5 дворов, в которых числилось 47 жителей обоего пола. В посёлке при стеклянном заводе Костерёвых было 42 двора, в которых проживали 362 человека.
Осенью 1905 г. фабрика Уткина сгорела, однако внуки Фотия Иван и Никифор Уткины, продолжившие дело деда, построили новые капитальные фабричные корпуса из кирпича, купили английские деревообрабатывающие станки, новую мощную и современную паровую машину. Так была основана фабрика Торгового дома братьев Никифора и Ивана Уткиных по производству веретен, шпуль, челноков, катушек. Впоследствии фабрика стала самым крупным предприятием в Петушинском районе – комбинатом технических пластмассовых изделий им. Коминтерна (с декабря 1972 г.), который снабжал своей продукцией предприятия текстильной отрасли всего Советского Союза и также многих стран мира. Комбинат стал градообразующим предприятием, в годы расцвета численность его работников превышала 4 тыс. человек. А в 1971 г. он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В 1939 г. посёлок при катушечно-челночном комбинате Костерёво получил статус посёлка городского типа. Комбинат имени Коминтерна (с 1972 г.) успешно развивался, вместе с ним расширялась социальная инфраструктура посёлка – здесь появились плавательный бассейн и спортивный зал, первые на территории Петушинского района.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1981 г. рабочему посёлку Костерёво был присвоен статус города. В городе появились жилые микрорайоны, построены поликлиника и городская больница, детские сады и ясли, две средние школы, стадион, Дом культуры, профилакторий.
Костерево
В современную городскую черту входит бывший погост Федосеев. Церковь на погосте существовала в первой половине XVII века, в 1655 году церковь Воздвижения Креста Господня была переписана из Троицких вотчин во Владимирскую десятину патриаршей области. В 1700 году на погосте была построена новая церковь, освящённая в честь того же праздника.
В 1815 году на месте прежней деревянной была выстроена белокаменная Крестовоздвиженская церковь с колокольней[3].
Посёлок Костерёво возник при открытой в 1890 году железнодорожной станции Костерёво. Своё название станция получила по фамилии владельцев Мишеронского стекольного завода братьев Николая Ивановича и Ивана Ивановича Костерёвых.
В 1894 году в Костерёве зажиточным крестьянином Фотием Уткиным, уроженцем деревни Максимиха Березниковской волости Судогодского уезда была организована первая мастерская по ремонту текстильного оборудования. Осенью 1905 года мастерская сгорела, вместо неё внуками Фотия Никифором и Иваном была построена новая фабрика, впоследствии выросшая в крупный катушечно-челночный комбинат. 7 января 1939 года Костерёву присвоен статус посёлка городского типа при катушечно-челночном комбинате (с декабря 1972 года комбинат технических пластмассовых изделий им. Коминтерна).
В годы Великой Отечественной войны комбинат выполнял заказы по выпуску продукции для фронта (ящики для снарядов, лыжи, корпусы мин, черенки для сапёрных лопат, одежда для солдат). В лагере станции Костерёво формировались: в сентябре 1941 года 1-я отдельная танковая бригада, 16 февраля 1942 года, за мужество и героизм преобразованная в 6-ю гвардейскую танковую бригаду; в ноябре 1941 года 31-я танковая бригада; с 3 по 30 мая 1942 года 113-я танковая бригада, 3 июня вошедшая в состав 15-го танкового корпуса; с 18 по 22 июля 1942 года формировалась 254-я танковая бригада, с 5 августа участвовавшая в составе 64-й армии в Сталинградской битве. С 1964 года в окрестностях посёлка, в военном городке Костерёво-1, дислоцировались 4-е Центральные офицерские Краснознамённые курсы зенитных ракетных войск противовоздушной обороны.
Благодаря успешному развитию градообразующего предприятия, на котором в годы его расцвета трудилось около 4,5 тыс. человек, расширялась социальная инфраструктура: в Костерёве появились первые в Петушинском районе спортивный зал, плавательный бассейн. В 1964 году построен первый многоэтажный дом в микрорайоне Полевой, с начала 1980-х годов застраивался микрорайон Центральный. В октябре 1979 года в состав посёлка Костерёво включена деревня Новая[4]. 30 июля 1981 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку городского типа Костерёво был присвоен статус города.
Костерево: что за завод-гигант тут был и кто разработал оружие массового уничтожения… комаров
Сегодня в цикле «Малые города России» мы отправимся в Костерево Владимирской области. Там в конце 19 века появилась маленькая фабрика, где делали катушки и шпульки, а также ремонтировали ткацкие станки. В 20 веке она разрослась в большой комбинат. В 90-е он закрылся, но жители до сих пор ждут его возрождения.
Полдень в Костереве. Гуляя по пустым улицам, мы вдруг подумали, что нас обманывают. Что это не настоящий город, а декорации: картонные дома, бутафорские веревки с бельем. Помог очнуться голос из окна.
Прежде чем с валидолом болеть за наших спортсменов, пенсионеры из Костерева внимательно смотрят новости: ждут, когда им расскажут, как пережить кризис.
Валентина Щукина, житель Костерева:
«В Совете Федерации обсуждали программу антикризисную. Конечно, нас интересует индексация пенсий».
Уже лет двадцать многих костеревцев интересует: когда воскреснет комбинат пластмассовых технических изделий. На нем работали больше 3 тысяч человек, почти каждая костеревская семья.
Жизнь комбината оборвалась в 90-е, и на месте одного огромного предприятия, настоящего города в городе, сегодня работают новые компании, их — около 25. Владельцы выкупили здания старых заводских цехов. Вот это последнее, которое еще ждет своего владельца. Здесь находились административные помещения. Рядом были мастерские и находился заводской транспорт.
Старый завод-гигант уже не вернуть. Но его бывшим сотрудникам в это до сих пор не верится. Почему — объясняет Алексей Ермаков. Он работал на комбинате, а теперь в одном из старых цехов работает на новом производстве.
Алексей Ермаков, заместитель главного инженера предприятия:
«Это было не только предприятие, это инфраструктура, жизнь. Это дома, это пионерские лагеря, это подсобные хозяйства раньше были. Котельные, тепло, электричество. Все это лежало на плечах комбината».
Он снабжал всю легкую промышленность от Владивостока до западных границ страны. Продукция шла в Узбекистан и Таджикистан, в Прибалтику и на Кубу — вспоминает еще один сотрудник комбината — Александр Потапов. 2 года из рабочего стажа он провел в Италии — принимал оборудование для советского производства. Рассказывает, вычислить наших за границей можно было моментально.
Александр Потапов, житель Костерева:
«Ну, я говорю сразу — идут русские. Это с портфелем пузатым и покрой «Большевички» костюм. Я сразу переоделся».
Со старых фотографий на нас смотрит стопроцентный иностранец. Статный юноша в хорошем костюме — такой без труда сошел бы за своего хоть на Сицилии, хоть в деловом Милане. И мы спросили: а не мечтал ли хоть раз советский гражданин проснуться итальянцем?
Александр Потапов, житель Костерева:
«Когда я приехал в Италию, я думал, там все играют на гитарах и мандолинах и под балконом поют. Так я вам скажу: ничего подобного! На вокзалах, когда мы зашли на вокзал — все сидят, чего-то молчат. Все чего-то думают, а у нас ведь молодежь собралась – ха-ха-ха! Хохот. Там – молчок».
В память об итальянском путешествии остался чайный сервиз. От разорившегося комбината — полгорода в старых заводских доспехах.
Борис Титанов, житель Костерева:
«Удар был сильный, безработица страшная, да она и сейчас, как говорится. Работаем в Москве: кто в охране, кто — по специальности».
Сотрудникам предприятия, на котором трудится Алексей, повезло — нашли хорошую работу в городе. Делают детали для сельскохозяйственной, дорожной и военной техники. Разработали даже оружие массового уничтожения …комаров.
Алексей Ермаков, заместитель главного инженера предприятия:
«Через какое-то время включается проточный вентилятор. Эти комары, они увлекаются потоком воздуха, проходят через электрические разряды и попадают в поддон».
Рядовой российской семье костеревское ноу-хау пока не по карману — одна система стоит 30 тысяч рублей. Живая сигнализация не дешевле, но популярна под Владимиром.
Выяснить, откуда приехал владелец громкой машины, мы не успели. Но в то, что он из Костерево, как-то не верится
«Чем меньше друзей, тем больше собак. У меня так получается по жизни. Мне легче отношения с собаками, чем с людьми», — говорит житель города.
В маленьком городке вся жизнь строится на отношениях друг с другом. Здесь все, как на ладони. Пока дойдешь от дома до работы или школы — не раз поздороваешься и, возможно, опоздаешь, но мимо не пройдешь.
Наталья Перегудова, житель Костерева:
«Да, возможно, у нас нет, как в мегаполисе, но у нас есть то, чего нет в других — вот эта вот сплоченность, дружелюбность. Мы знаем всех в своем городе».
Наташа пришла на концерт музыкантов из Нижнего Новгорода. Для города — большое событие, поэтому пришел и Влад, которого чаще увидишь на катке, и Кристина из соседнего поселка, куда не доезжают гастролеры.
Кристина Данилюк, житель поселка Труд:
«Это бывает очень редко, в основном, мы выступаем сами. У нас много ребят, которые ходят с поселка и в хор, и в танцевальные группы».
На сцене молодой дуэт: баянист Венедикт Пеунов, за фортепиано — Екатерина Князькова.
Услышать такое во владимирской школе мы не ожидали. Так играют на столичных сценах и фестивалях современного искусства. А вот публика оказалась готова. Там, где бережно хранят традиции и отношения друг с другом, умеют ценить все настоящее: будь то слова, поступки или высокое искусство.
Город, который долгое время жил за счет пластмассы, появился благодаря стеклу. 125 лет назад там была открыта станция Костерево. Ее назвали в честь братьев Костеревых. Они построили железную дорогу для своего стекольного завода.