Сценарий классного часа «Путешествие по древним курским городам»

Одним из элементов познания прошлого страны является история города. Курск довольно интересен в этом плане, так как основан он очень давно и может представить события Российского государства от княжих времен до наших дней. Кроме того, город интересен ещё тем, что расположен недалеко от границ нашей родины. Итак, как же жил на протяжении своего существования Курск? История города, кратко изложенная в данной статье, поможет найти ответ на этот вопрос.

Географическое расположение

Давайте выясним, где расположен данный населенный пункт, прежде чем перейти к такой интересной теме, как история города. Курск находится на западе европейской части Российской Федерации, на расстоянии 450 километров к юго-западу от столицы нашей родины Москвы. Город расположен в умеренной климатической зоне с умеренно-континентальным типом климата. Он является административным центром и крупнейшим городом Курской области.

Территория, занимаемая населенным пунктом, составляет около 190 кв. км. Высота центра Курска над уровнем моря – 250 м. Крупнейшая река города – Сейм. Кроме того, по Курску протекает целый ряд притоков этой водной артерии.

Основание города

С чего же начинается история города? Курск является одним из самых древних населенных пунктов Российской Федерации. Основан он был в первой половине X века. Точной даты образования этого населенного пункта нет, но первые упоминания о нем встречаются в биографии Феодосия Печерского. Правда, и там не указана точная дата жизни этого святого, с которой можно было бы сопоставить образование Курска. Но это событие должно было произойти не позже 1032 года. Уже тогда это был крупный населенный пункт с развитой торговлей, так что его фактическое основание должно было произойти гораздо раньше.

В то же время археологические данные позволяют говорить, что первое поселение на месте современного Курска возникло не позднее VIII века. Вполне возможно, что с этой даты люди тут жили беспрерывно.

Курский край в древности

Происхождение славянских народов, в том числе и восточных, всегда интересовало ученых. Ранее были попытки объявить славян выходцами из Азии, народом, чуждым остальным народам Европы. Но уже в первой половине XIX в. эти взгляды были опровергнуты. Одно время была популярна дунайская теория,по которой прародиной славян считалась Паннонская низменность на Дунае.

Основным доказательством служили сведения из «Повести временных лет». Однако исследования археологии и антропологии, изучение исторических фактов показало, что областью формирования славянских народов были земли к северу от Карпатских гор: бассейны Вислы, Припяти, Среднее Поднепровье.

Вероятными предками славян возможно считать племена создателей «культуры» полей погребения» /конец 1 тыс. до н.э. — первая половина 1 тыс. н.э. Племена, создавшие «культуру» полей погребения», жили в неукрепленных поселках, строили глинобитные жилища с печами, занимались скотоводством и земледелием. Покойников они сжигали, а прах хоронили в ямах или в глиняных сосудах, зарытых в землю на общих кладбищах. Отсюда и название культуры, иначе называемой «поля погребальных урн». Среди этих культур наиболее распространенной была зарубинецкая культура, следы которой найдены в Поднепровье и по рекам Сейм и Сож. Именно ко времени ее распространения относят упоминания о славянах под именем «венедов» у римских историков Тацита и Плиния Светония Старшего.

Эпоха раннего железа занимает все 1 тыс. до н.э. В этот период население восточной части Курского края занимается скотоводством, а в западной — земледелием. Начинается выплавка железа из многочисленных месторождений болотистых железных руд. В VII — V в. до н.э. возникают постоянные поселки с укрепленными стенами, рвами, валами, частоколами, что говорит об обострении отношений между родами и начале разложения первобытного строя.

В VI — V вв. до н.э. и возникает при устье рек Кур и Тускарь первое городище — первая Курская крепость. Это подтверждают найденные при раскопках в районе Дома офицеров и электроаппаратного завода глиняные черепки, относящиеся к этому времени. Место для первой крепости — города было выбрано нашими предками удачно: крутой обрыв со стороны нынешнего Дома офицеров с поставленным там частоколом, глубокий ров с валом и частоколом со стороны краеведческого музея и Знаменского собора надежно защищали жителей Первокурска от врагов. Очевидно, и около 2500 лет назад город носил то же название. По данным лингвистики, название реки Кур — иранского происхождения. Учитывая земледельчески-скотоводческий характер занятия населения Курского края того времени, ученые предполагали, что здесь обитали «особые скифы» и входили в состав Скифского царства. Однако археологи установили, что у курян в 1 тысячелетии до н.э. было развито плужное земледелие, тогда, как «особые скифы» пользовались мотыгами для выращивания кормовых культур. А плужное земледелие было развито у тех народов, которые сеяли рожь и пшеницу, в том числе и на продажу. Удаленность Курского края от древних торговых путей говорит о том, что плужное земледелие было принесено к нам извне. А единственное место, где оно было развито, — это Среднее Приднепровье, колыбель русской государственности. Поэтому можно предположить, что поселение VI -V в. до н.э. вполне могло быть и славянским. Тем более, что момент основания Первокурска падает на период последних скифских походов на славянское Среднее Приднепровье и на примирение этих родственных индоевропейских народов. Скифия, превращаясь в крупное рабовладельческое государство, устала от бесконечных войн с соседями. В свою очередь, у восточных славян также далеко зашли процессы образования классов, и, еще в VI в до н.э., за 1500 лет до oбразования Киевской Руси, наши предки вплотную подошли к созданию государства. А после 512 г. до н.э., после совместной победы над царем Дарием, скифы и славяне настолько сблизились, что в быту и в одежде их с трудом различал их современник Геродот.

Происхождение названия

Какова же история названия города Курска? Он назван по наименованию реки Кур. Это малая река, являющаяся притоком реки Тускари, которая, в свою очередь, на территории современного города впадает в Сейм. В древности ядро населенного пункта формировалось именно около реки Кур, откуда Курск и получил название.

Лингвисты не установили точного значения наименования реки, но есть предположение, что оно произошло от слова «курья», что означает заводь или речной залив. Правда, в народе существует и другая версия, которая гласит, что название города произошло от наименования куропатки или курицы.

Некоторые ученые пытаются вывести наименование из тюркских языков. По их мнению, Курск переводится как «охранный город».

Легенды, ставшие украшением Курской земли

Статьи

Несмотря на то, что 13 июня, Курская область отмечает свой всего лишь 83-й день рождения, сам регион, пусть и не в нынешних границах, куда старше. За столетия история этой земли обросла не одним десятком мифов. Кто-то считает, что именно на просторах Соловьиного края скрыты сокровища Мамая. Кто-то ищет здесь следы Соловья Разбойника или легендарного города Римова. В День рождения вспоминаем некоторые из них.

Сегодня Курская область – это 28 районов: Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Горшеченский, Дмитриевский, Железногорский, Золотухинский, Касторенский, Конышевский, Кореневский, Курский, Курчатовский, Льговский, Мантуровский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Поныровский, Пристенский, Рыльский, Советский, Солнцевский, Суджанский, Тимский, Фатежский, Хомутовский, Черемисиновский и Щигровский.

Над названиями населенных пунктов, давших им свои имена, нередко приходилось поломать голову ученым. Однако у местных жителей на все есть свои объяснения, и эти легенды вам с удовольствием расскажут в местных краеведческих музеях.

Фото из «Путеводителя по Курску» Анны Жековой

Екатерининские «крестники»

Слобода Белая, к примеру, гордится тем, что свое имя получила от императрицы Екатерины Второй. По преданию, путь государыни на юг России пролегал аккурат через это селение. Крестьяне на тот момент готовились к Троице и старательно выбелили дома к празднику. Необычно чистые стены не могли не обратить на себя внимание высокой гостьи. Екатерина подивилась белизне села, после чего слободу немедленно переименовали. Под каким именем она была известна до этого, легенды уже умалчивают.

Особого внимания императрицы Екатерины II удостоилась и Медвенка, чье название также родилось в угоду государыне. У одного из колодцев с прозрачной водой свита решила сделать небольшой привал. Когда императрица попробовала воду из медного ковша, то осталась очень довольна ее вкусом. Воду она похвалила за «медовость», а поселение, в память ли о медном ковшике, как считают некоторые местные жители, или в честь медового вкуса воды, вскоре переименовали.

Поныри же если и действительно встретились на пути у государыни, то оставили, как считают старожилы, у нее весьма неприятные воспоминания. Через поселок Екатерине Великой выпало уже возвращаться из Крыма. Здесь, как говорит преданье, ее и застала сильная гроза. Карету государыни сперва бросало на неровной дороге, а затем та и вовсе застряла. Екатерина отшутилась, что в этом местечке и ей, и ее свите пришлось неплохо понырять, а само селение, возле которого все произошло, она окрестила Поныри.

Языческие корни

А вот один из центров православной культуры края – Рыльск, известный своими храмами, свое имя получил, по одному из преданий, никак не от Екатерины Великой. Некоторые ученые склоняются к версии, что город был назван в честь языческого бога Ярилы. Здесь же было одно из крупнейших в Курской области капищ, посвященных как раз этому божеству. Уже позднее в эти края прибыли болгарские священнослужители. Еще до того, как Русь окончательно приняла христианство, они основали здесь монастырь в память о преподобном Иоанне Рыльском. Примерно в то же время Ярильск превратился в Рыльск. Следов же древнего языческого капища здесь так и не осталось.

Липинский комплекс, который многие сторонники оккультизма прозывают «курским Аркаимом», сохранился куда лучше, несмотря на постоянные усилия «черных копателей» отыскать здесь клад. Поселение вблизи Липинского городища было основано около двх тысячелетий назад. При этом колодец, найденный здесь археологами, и вовсе считается старейшим в России. Когда ученые оценили размеры этого сооружения, возникло предположение, что добыть воду из подобного колодца, тем более воду, пригодную для питья, невозможно. Но виной ли всему забытые древние технологии или какая-то природная особенность этих мест – колодец набирался. Причем те, кто пробовал воду из него, утверждали, что она достаточно вкусная и чистая.

По некоторым легендам, значительная часть жителей Липинского городища была жрецами. Сюда, якобы, издалека приезжали искатели тайных знаний, а место считалось одним из так называемых «мест силы». К сожалению, подтвердить легенды или опровергнуть их так до конца и не удалось. Как не в силах наука и развеять давний миф о золотых каретах, погребенных под древним курганом. Ежегодно сюда прорываются искатели несметных богатств. Отыскать что-то ценное им так и не удалось, однако работе археологов они мешают вполне ощутимо.

Разбойничьи истории

О том, что в Курск и область нередко ссылали тех, кто попался на краже или торговле собственным телом, в крае знают все. И хотя миф этот не раз пытались развеять – он живет. Равно как и тысячи других, связанных с разбойниками.

Еще несколько лет назад за право считаться Родиной Соловья-Разбойника сражались Новгородская, Брянская и Курская области. Победить удалось нашему краю. Да и как было не выиграть спор: земля Соловьями славится испокон веков? Славится? Так почему бы не только певчими птахами, а еще и разбойниками? Сегодня известен и точный адрес проживания «Соловья» — село Береза Дмитриевского района. Вот только если родина Деда Мороза – Великий Устюг – неплохо зарабатывает на этом звании, туристического паломничества к той самой речке Смородине что-то не наблюдается. Даже несмотря на то, что побывавшие в тех краях утверждают: местные логи расположены так, что любой звук, произнесенный здесь усиливается в разы и далеко разносится по окрестностям. Чем не объяснение грозного разбойничьего посвиста, заставлявшего дрожать от страха путников?

Не менее известен другой разбойник, также промышлявший на Курской земле – Кудеяр, брат самого Ивана Грозного. Несмотря на лихую славу, закрепившуюся за этим героем древних сказаний, курские предания говорят о нем, как о местном «Робин Гуде». Мол, никогда атаман не обижал бедняков, а некоторым, особо обездоленным, и вовсе помогал материально. По некоторым версиям, Кудеяров было сразу несколько. Некоторые ученые считают, что так называли всех разбойников, обитавших в этих местах. Но есть и те, кто придерживается версии, что наименование «Кудеяра» получал главенствующий на то время атаман.

Из мест, что связаны с «сорвиголовами» называют и еще одно, расположенное в областном центре. Неприметный мостик на выезде с Нижней Луговой к стоянке «Линии» местные жители прозвали «чертовым». Считалось, что в старину в этих местах орудовали разбойники, которые, чтобы быть не узнанными, закрывали лица «личинами» — масками, на которых нередко рисовали морды чертей. Официального подтверждения легенды найти нам так и не удалось, но право на существование она вполне имеет.

Сокровища древних времен

Понятно, что ни один край, просуществовавший хотя бы несколько столетий, не обходится и без собственных историй о несметных сокровищах, скрытых где-то под землей. Курская область не стала исключением. Мы уже упоминали о золотом тельце Мамая. Был ли это отлитый из золота бык, или это просто образное описание несметных сокровищ хана – история умалчивает. Однако жители Поныровского района уверены, что древний клад сокрыт именно в их земле. По легенде, которую здесь знают многие, слуги хана насыпали над кладом огромный курган. Причем расположен он, как считают одни, вблизи Тепловских высот. Другие уверяют, что сами Тепловские высоты – и есть место таинственной поклажи. Вот только вести здесь раскопки удастся теперь едва ли. Да и работа эта довольно опасная, в первую очередь не из-за проклятия, которым запечатаны сокровища, а из-за огромного количества боеприпасов времен Великой Отечественной, которые до сих пор поисковики и спасатели достают из этой земли.

Жители Суджанского района верят в то, что еще во времена Екатерины Великой, разбойничавшие на тот момент в этих краях «лихачи» перехватили обоз с драгоценностями, шедший в столицу. Кроме прочего завладеть им удалось и золотой каретой, которую вместе с остальной добычей было решено прикопать в местном лесу. Вот только следов этого мифического богатства не удалось сыскать до сих пор.
Автор: Мария Яковлева

Княжеские времена

Курск становится центром удельного княжества до 1095 года, когда Владимир Мономах, в то время князь Черниговский, а позже Великий Киевский, назначил своего сына Изяслава Владимировича княжить в этом городе. Но уже в 1095 году Изяслав по распоряжению отца удалился править в Муром. В 1096 году князь погиб в одной из междоусобных битв. Несмотря на свое недолгое княжение, Изяслав успел возвести в Курске крепость.

История города Курска для детей наиболее интересна, когда речь заходит о князе Всеволоде Святославовиче по прозвищу Буй-тур. Он является одним из главных героев «Слова о полку Игореве». Этот князь прославился своей неимоверной силой и храбростью. Ещё до его правления Курск превратился в один из основных крепостных рубежей, призванных защищать Русь от набегов половцев и других кочевников.

В 1180 году Всеволод становится князем Курским и Трубецким. Во время своего княжения он прославился участием в многочисленных походах вместе с другими князьями на половцев. Самый известный — поход 1185 года, воспетый в «Слове о полку Игореве», когда он вместе со своим братом Игорем Святославовичем, князем Новгород-Северским, был захвачен в плен половцами. Вернулся Всеволод из плена только в 1188 году. В 1196 году он умер.

Участвуя в печально известной битве при Калке против монголов в 1223 году, жители Курска также прислали свой гарнизон в русское войско. В 1238 году во время Батыева нашествия город был уничтожен монголо-татарами. После этого Курск отстраивался, но вновь был разорен в 1285 году.

В 1362 Великий князь литовский Ольгерд сумел вырвать город из-под татарской власти и присоединил его к своим землям.

Древний Рим под Курском

Курская область хранит в себе большое количество вещественного наследия далекого прошлого: давно опустевших стоянок и селищ, некогда укрепленных городищ, многочисленных погребений, монетных кладов. Каждый такой памятник по-своему интересен не только для археологов, но и для жителей региона, поскольку его исследование открывает новые страницы истории нашего государства. Трудами ученых воссоздаются планы древних поселений, и мы получаем возможность понять, как жили наши далекие предки.

Таинственный город Вот уже более 100 лет Гочевское городище, которое находится в Беловском районе, является объектом пристального внимания историков. Этот комплекс представляет собой уникальное место, известное далеко за пределами региона. Впервые его изучением занялся профессор, ученый с мировым именем Дмитрий Яковлевич Самоквасов в 1909 году, который и обнаружил здесь крупный город времен становления Киевской Руси. Для того времени эта находка оказалась по-настоящему сенсационной. Результаты исследования были опубликованы в Атласе Гочевского городища, на страницах которого в натуральную величину изображено все то, что удалось найти участникам экспедиции. После этого сюда стали приезжать другие археологи. Они занимались изучением комплекса вплоть до революции. Потом наступило многолетнее затишье. В предвоенное время раскопки вел известный археолог Борис Александрович Рыбаков. Впоследствии в Гочево проводились регулярные разведывательные исследования. Но полноценных раскопок здесь так никто и не проводил. И только в 1994 году сотрудники Курского археологического музея вновь занялись изучением комплекса.

Он является крупнейшим в Восточной Европе, рассказывает директор музея Геннадий СТАРОДУБЦЕВ, и состоит из двух городищ Царского дворца и Крутого кургана. В дореволюционное время могильник насчитывал более 3600 насыпей.

Вероятнее всего, считают археологи, здесь находился город Римов, получивший название Второго Рима, упоминание о котором встречается в Ипатьевской, Лаврентьевской летописях и поучении Владимира Мономаха. Он был основан в конце X-начале XI века и находился на оживленном торговом пути из Киева в Волжскую Булгарию. Среди гочевских находок есть масса свидетельств о развитых связях со многими странами Средневековья предметы из Византии, Западной Европы, Средней Азии. Общая площадь посада превышала 11 гектаров по древнерусским меркам, это был довольно крупный город.

Здесь археологи вскрыли и исследовали территорию усадьбы с жилым домом, в котором обнаружили глинобитную печь. Рядом с домом найдены 9 зерновых ям и две хозяйственные постройки. Долгое время считалось, что поселение в Гочево просуществовало до XII века и было уничтожено в результате половецкого вторжения. О разрушении Римова есть упоминание в Слове о полку Игореве.

На страже рубежей Затем появились артефакты XIV века, и стало понятно, что городище пережило не только половцев, но и монголов. Об этом свидетельствуют находки ордынских чаш и монет. Стоит отметить, что люди относительно спокойно перенесли нашествие татар, так как следов пожарищ во время раскопок зафиксировано не было. Позже, когда курские земли были присоединены к Великому княжеству Литовскому, здесь появилась новая крепость. Этот средневековый замок был призван охранять юго-восточные рубежи государства.

Его построили примерно в 60-70 годы XIV века. Кстати, городище, похожее по структуре, виду и размерам, есть в Восточной Литве. Исследованием Царского дворца археологи занимаются с 2004 года. Поначалу ученые не возлагали больших надежд на эти раскопки, поскольку в центре городища установлена металлическая опора линии электропередачи.

Однако значительная часть культурного слоя не пострадала. Здесь были обнаружены многочисленные оборонительные сооружения, которые представляли собой срубные деревянные клети и земляные валы. Замок имел две площадки, внутреннюю и внешнюю. Со стороны реки Псел мыс городища был подрезан, сделан вертикальным, чтобы еще больше обезопасить крепость от нападения. Уникальность этого памятника заключается в том, что городище просуществовало достаточно небольшой промежуток времени. Здесь все сохранилось в таком состоянии, в каком было на момент гибели, и потому оно представляет большой интерес для историков, говорит Геннадий Стародубцев.

Есть несколько предположений о том, кто и когда разрушил эту крепость. Изначально считалось, что это случилось в 1399 году после битвы на Ворскле, когда объединенные русско-литовские войска потерпели поражение от монголо-татар. Сражение произошло в середине августа. Крепость под Курском тоже пала летом, поскольку обнаруженные при раскопе печи были вычищены, промазаны, то есть подготовлены к отопительному сезону, но больше не использовались по назначению. Однако дальнейшие раскопки показали: городище прекратило свое существование в 30-е годы XV века в результате междоусобных войн.

На основании исследования погребений можно судить о том, что все жители крепости погибли насильственной смертью, так как на костях фиксируются следы от рубящих ударов. Например, в 2014 году археологи обнаружили захоронение человека, в позвоночнике которого торчал наконечник стрелы. Среди захороненных есть также женщины и дети. Кстати, все они были погребены по христианскому обычаю через какое-то время, скорее всего, вернувшимися сюда ненадолго жителями посада.

Находки последних лет Само же поселение вокруг крепости просуществовало до конца XV столетия. На это указывают артефакты, найденные в результате раскопок последних лет. Два года назад нами впервые были обнаружены погребения, которые относятся к более позднему времени, так как на них сохранились детали одежды, отмечает Геннадий Юрьевич. Это остатки ворота и кошеля у мужчины, головной накидки и ворота у женщины, шитые золотыми нитями.

Кроме того, археологами был найден полугрош, датируемый 1496 годом, который находился в обращении очень непродолжительное время. Эти статусные вещи указывают на то, что принадлежали они представителям знатного рода, которые, возможно, управляли данной территорией.

В начале XVI века жизнь на Гочевском городище, как и на многих памятниках того времени, прекратилась. Именно в этот период, а не монгольский, как считалось ранее, и произошло запустение многих курских земель.

Прошедшим летом археологи вновь провели обширные исследования на городище. Им удалось расчистить внушительную сгоревшую постройку, приблизительно 6 на 7 метров. Это весьма большое для того времени двухэтажное здание. Есть версия, что в нем мог размещаться гарнизон защитников крепости. Здесь также были найдены и многочисленные кованые железные гвозди. Крупные, вероятно, служили для сооружения перегородок. Мелкие могли быть использованы для обивки стен или мебели. Эти находки поставили перед археологами и новые вопросы о жизни городища, ответы на которые только предстоит дать. Дальнейшие работы, надеются ученые, откроют еще одну страничку нашего прошлого и позволят полностью воссоздать и реконструировать внешний облик крепости.

Дарья Заева

В составе Русского государства

В 1508 году коренным образом изменилась история города. Курск был включен в состав Великого княжества Московского при Василии III. Он стал одним из звеньев обороны возрождающейся Руси на её юго-западных границах одновременно против Речи Посполитой и Крымского ханства.

В XV и в первой половине XVI века участились набеги татар, что вызвало запустение Курска. Но город снова возродился в 1586 году. Именно эту дату принято считать вторым основанием Курска. При Иване Грозном в этот пограничный город ссылали бунтарей и ненадежных людей. В 1596 году была построена новая крепость, которая стала залогом безопасности границ и населения города.

Всю первую половину XVII века на Курск многократно нападали поляки, ногайцы и крымские татары, но ни разу им не удалось взять эту неприступную крепость.

Вскоре в Курск были переселены жители Орла. К 1678 году он уже насчитывал около 2800 человек, что для пограничной крепости того времени было не так уж и мало. Это объяснялось довольно выгодным экономико-географическим положением. Через Курск шла дорога из Москвы на Крымское ханство, а также имелась развилка на Киев, что обеспечивало развитую торговлю.

В связи с тем, что у Курска в то время были довольно крепкие связи с Малороссией, он в 1708 году был включен в состав Киевской губернии.

автор: Г.А. ЧУРИЛОВА

Глава I Курская земля в древности и в период средневековья

§1. Первые сведения о славянских поселениях и древних городах Курской земли.

На Курской земле люди живут уже с древних времен. Самые первые следы поселений эпохи верхнего палеолита /древнекаменный век/ относится к XV — XX тысячелетию до нашей эры и обнаружены в черте г. Курска в районе улиц Полевой и Котлякова. Это было время великого ледника в Европе, часть которого захватила и Курскую землю, покрытую в этот период болотистой тундрой. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, основным занятием была охота на мамонтов. В эпоху неолита /новый каменный век, V — III тыс. до н.э/ льды в Европе растаяли, изменился климат и на территории Курского края. Лесостепь способствовала развитию охоты и рыболовства, поселения людей были расположены вдоль рек. Стоянки неолита обнаружены у Кировского трамвайного моста через р.Тускарь, в поселке Рышково, на 1-й Промышленной ул. в г. Курске, у села Лебяжье на р. Сейм, а также по соседству с древнейшим городом края — Рыльском. При раскопках были найдены каменные топоры, молотки, ножи, наконечники стрел, глиняные черепки. В бронзовом веке /конец III — 1 тыс. до н.э/ появляются новые занятия людей: скотоводство и земледелие. Первые поселения этого времени еще не укрепленные, люди продолжают перемещаться с места на место. Стоянки человека обнаружены по рекам Тускарь и Сейм: у Кировского моста, у дрожжзавода, у кожевенного завода. Захоронения бронзового века обнаружены при строительных работах в центре Курска: на Красной площади у Знаменского собора и на месте здания Главпочтамта. Находки датируются II тыс. до н.э. Это были племена катакомбной, а потом и срубной культур, по всей видимости, индоиранского происхождения. Кроме того, во второй половине II тыс. до н.э. на территорию Курского края проникают племена сосницкой культуры, в которых археологи видят праславян. Это вполне вероятно, так как в бронзовом веке Европа представляла собой гигантский муравейник, в котором хаотически перемещалось множество племен и этносов. И в нашей лесостепной зоне происходили неоднократные перемещения, столкновения и слияния различных племенных групп.

Происхождение славянских народов, в том числе и восточных, всегда интересовало ученых. Ранее были попытки объявить славян выходцами из Азии, народом, чуждым остальным народам Европы. Но уже в первой половине XIX в. эти взгляды были опровергнуты. Одно время была популярна дунайская теория,по которой прародиной славян считалась Паннонская низменность на Дунае.

Основным доказательством служили сведения из «Повести временных лет». Однако исследования археологии и антропологии, изучение исторических фактов показало, что областью формирования славянских народов были земли к северу от Карпатских гор: бассейны Вислы, Припяти, Среднее Поднепровье.

Вероятными предками славян возможно считать племена создателей «культуры» полей погребения» /конец 1 тыс. до н.э — первая половина 1 тыс. н.э./ Племена, создавшие «культуру» полей погребения», жили в неукрепленных поселках, строили глинобитные жилища с печами, занимались скотоводством и земледелием. Покойников они сжигали, а прах хоронили в ямах или в глиняных сосудах, зарытых в землю на общих кладбищах. Отсюда и название культуры, иначе называемой «поля погребальных урн». Среди этих культур наиболее распространенной была зарубинецкая культура, следы которой найдены в Поднепровье и по рекам Сейм и Сож. Именно ко времени ее распространения относят упоминания о славянах под именем «венедов» у римских историков Тацита и Плиния Светония Старшего.

Эпоха раннего железа занимает все 1 тыс. до н.э. В этот период население восточной части Курского края занимается скотоводством, а в западной — земледелием. Начинается выплавка железа из многочисленных месторождений болотистых железных руд. В VII — V в. до н.э. возникают постоянные поселки с укрепленными стенами, рвами, валами, частоколами, что говорит об обострении отношений между родами и начале разложения первобытного строя.

В VI — V вв. до н.э. и возникает при устье рек Кур и Тускарь первое городище — первая Курская крепость. Это подтверждают найденные при раскопках в районе Дома офицеров и электроаппаратного завода глиняные черепки, относящиеся к этому времени. Место для первой крепости — города было выбрано нашими предками удачно: крутой обрыв со стороны нынешнего Дома офицеров с поставленным там частоколом, глубокий ров с валом и частоколом со стороны краеведческого музея и Знаменского собора надежно защищали жителей Первокурска от врагов. Очевидно, и около 2500 лет назад город носил то же название. По данным лингвистики, название реки Кур — иранского происхождения. Учитывая земледельчески-скотоводческий характер занятия населения Курского края того времени, ученые предполагали, что здесь обитали «особые скифы» и входили в состав Скифского царства. Однако археологи установили, что у курян в 1 тысячелетии до н.э. было развито плужное земледелие, тогда, как «особые скифы» пользовались мотыгами для выращивания кормовых культур. А плужное земледелие было развито у тех народов, которые сеяли рожь и пшеницу, в том числе и на продажу. Удаленность Курского края от древних торговых путей говорит о том, что плужное земледелие было принесено к нам извне. А единственное место, где оно было развито, — это Среднее Приднепровье, колыбель русской государственности. Поэтому можно предположить, что поселение VI -V в. до н.э. вполне могло быть и славянским. Тем более, что момент основания Первокурска падает на период последних скифских походов на славянское Среднее Приднепровье и на примирение этих родственных индоевропейских народов. Скифия, превращаясь в крупное рабовладельческое государство, устала от бесконечных войн с соседями. В свою очередь, у восточных славян также далеко зашли процессы образования классов, и, еще в VI в до н.э., за 1500 лет до oбразования Киевской Руси, наши предки вплотную подошли к созданию государства. А после 512 г. до н.э., после совместной победы над царем Дарием, скифы и славяне настолько сблизились, что в быту и в одежде их с трудом различал их современник Геродот.

Однако крепость Первокурск просуществовала недолго, и, в связи с сарматским нашествием ко II в до н.э., люди ушли со всех городищ. Сарматы уничтожили сколотские «царства» — древнейшие русские раннегосударственные объединения, поэтому славяне в III в. до н.э. — I в. н.э. представлены зарубинецкой культурой, достаточно примитивной и первобытной. Но уже в первой половине I тыс. н.э. на западе и в средней части Курского края проживали племена высокой по тем временам культуры, названной археологами черняховской. Следы черняховской культуры обнаружены у поселка Моква и у села Лебяжье близ Курска.

Черняховская культура полностью заменила собой зарубинецкую, не оставив от нее и следа. Ряд историков дореволюционного времени объясняли это тем, что черняховцы были воинственным народом, что они были готами, даками, скифами, но только не славянами. Но и принять точку зрения других историков считающих черняховцев только славянами, HP представляется возможным. Кур» ский краевед Ю. А. Липкинг предлагал считать черняховцев конгломератом раз ных народов, объединившихся под влиянием высокой римской культуры, что могло способствовать перерождению зарубинецкой культуры в черняховскую. Но к этому времени, по свидетельству Плиния Старшего, сарматское иго уже не тяготело над славянами. Венеды сами перешли в наступление и прогнали сарматов на Балканы, где они были разгромлены и истреблены римлянами. Часть сарматов смешалась со скифами и славянами, поэтому сарматский элемент в черняховской культуре очень низок. Зато высок дакийский элемент. После завоевания в 106 г. Дакии часть местного населения «эмигрировала» на новую скифо-славянскую Русь, не выдержав римского гнета. Об этом свидетельствует и подъем плужного земледелия в. Среднем Поднепровье.

Готы не могли быть создателями черняховской культуры, так как появились на рубеже III — IV вв. и имели низкий уровень развития. Однако силой оружия им удается создать союз племен, под руководством Германариха, который пал в 375 г. под ударами гуннов. Однако и Атилла, вождь гуннов, не сумел уничтожить черняховскую культуру, хотя и привел ее к упадку.

На территории Курского края черняховские поселения просуществовали до V-VI веков. Их памятников в крае нет, так как они не жили в укрепленных городищах, однако по Курскому краю находят много богатых кладов и римских монет этого периода.

Многочисленные перемещения и ассимиляции различных племен и народов эпохи «великого переселения народов» на рубеже I тыс. до н.э. и начала I-II в. н.э. привели к глубокому проникновению племен на восток по течению Северского Донца и на юг до низовьев Днепра, к образованию новых племенных союзов, появлению новых народов и государств.

Последние черняховские поселенцы Курского края впоследствии слились с частью вятичей и стали называться северянами. Возможно и проникновение в Курский край отдельных финно-угорских племен со своей культурой, черты которой отмечает рыльский краевед О.Н. Щеголев в хрестоматии «Город Рыльск» /Курск,1994/, называя следующей культурой после черняховской колочинскую культуру.3 Но, очевидно, финны-колочинцы были полностью ассимилированы славянскими племенами к VIII в., когда Курский край был покрыт цепью роменских крепостей-городищ, располагавшихся четкими цепями с юго-востока вдоль берегов рек. Всего этих линий-крепостей насчитывается пять, а между ними остается почти пустое пространство, в котором стоит по одному-два городища. Вполне возможно, что роменские городища — это единая система обороны восточных рубежей Киевской Руси. Это вполне вероятное предположение, хотя и расходится с традиционным отсчетом истории России с 862 г.

За долгие годы своего правления Киевичи скопили в своих руках огромные богатства и, обладая сильной властью, могли проводить такие мероприятия, как штурм Константинополя в 630 г., а в 787 г. Киев вел войну в Крыму, где славянские войска под руководством князя Бравлина захватили крепость Судак. В это же время была заложена каменная крепость в Ладоге. Таким образом, великий князь киевский вполне мог-финансировать и возведение оборонительных рубежей на востоке княжества. Тем более, что в VI в. Северские земли были включены в состав Киевского княжества полян-русин.

Частью так называемых роменских крепостей-городищ была и Курская крепость, вновь возникшая в VIII в. в устье р. Кур. Это было небольшое поселение, защищенное и укрепленное рвом, валом и частоколом, которые шли от обрыва р.Тускарь к оврагу, сбегавшему к Куру. В городище находилось три-четыре десятка хижин-полуземлянок. Время основания крепости подтверждается находками фрагментов славянской керамики, бытовавшей в VIII-X вв.

Образование Курска как города совпало по времени с хазарскими завоеваниями Северской земли. По мнению историков В.О. Ключевского и Л.Н. Гумилева, хазарская «оккупация» Северского края открыла многим русским купцам дорогу к крупнейшим торговым рынкам Востока. А в Курске торговля издавна получила большое развитие. Город лежал на пересечении важнейших, по тем временам, речных путей. Первый вел к Курску от Киева через Днепр, Десну, Сейм. Второй путь шел по Тускари и Снове к Самодуровскому озеру, исчезнувшему со временем. Отсюда открывался путь к верховьям Волги, к Неве и Балтике. Третий путь вел к верховьям Сейма и оттуда через небольшой волок к Северскому Донцу, а затем к Дону, к Азовскому и Черному морям.

Соотнеся эти данные с археологическими находками, можно предположить, что в IX в. Курск может считаться городом в современном понимании, как центр торговли, гончарно-ремесленной, металлургической и другой промышленности. В конце Х в. как город-крепость Киевского государства был основан и Рыльск на месте древнего городища VIII в. Очевидно, город получил свое название от реки Рыло, при впадении которой в Сейм и стоит город. Название же реки древняя легенда объясняет так: когда дикая свинья с поросятами рыла себе логовище, то разрыла источник, который и явился началом реки. Эта же свинья, говорится далее в легенде, пошла на Севск, проложив ровную дорогу, получившую впоследствии название Свиного шляха. По-видимому, под влиянием этой легенды, впоследствии на древнем гербе города и была изображена кабанья голова на золотом поле.

На северо-западе Курского края, в непосредственной близости от мест, где берут начало знаменитые Брянские леса, на правом берегу полноводной в прошлом реки Свапы, неподалеку от г. Дмитриева, сохранилось древнее городище VIII-IX вв. Древний Дмитриев находился километра на два ниже современного города, там, где сейчас село Старый город, расположенное, как говорят местные жители, «на пяти холмах». Эти «пять холмов» были впоследствии помещены в нижней части герба г. Дмитриева. На одном их этих холмов находилось городище, ограниченное глубокими оврагами и земляным валом. Площадь городища около двух гектаров. Периметр более 550 метров. В центре городища был потайной ход, по которому можно было спуститься к Свапе и выйти за пределы крепости.

На территории нынешнего Беловскосо района Курской области, расположенного в южной части края, учеными археологами XIX-XX вв. Д.Я. Самоквасовым, Б.А. Рыбаковым, местными краеведами Ю.А. Липкингом, Л.Н. Преображениным 6 были исследованы 26 насыпей и городищ, относящихся к раннеславянскому периоду. Крупнейшим из них и наиболее интересным является Гочевское городище, относящееся к IX-X вв. Более того, Ю.А. Липкинг аргументирование доказал на основе исследований, что именно здесь, на месте Гочевского городища, и находился исчезнувший легендарный славянский город Римов, упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Город был разрушен половцами в 1185 г. «Се у Рим кричат под саблями половецкими», — так автор «Слова» отозвался о страшной картине уничтожения города половцами. В этот период в Киевской Руси возникает много городов. Но Киевичи потерпели поражение в борьбе с норманнской группировкой во главе с Рюриком, захватившим власть в северных русских землях. В 882 г. варяжский конунг Олег /Хольгер/ захватил Киев и объединил Киевскую и Новгородскую Русь. Северские земли после успешных походов Олега против хазар в 884 г. были включены в состав нового государства.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ваш комментарий:

Курск времен Российской империи

Впрочем, уже в 1727 году Курск был включен в состав Белгородской губернии. Но в 1779 году при Екатерине Великой эта губерния была расформирована, и город стал центром Курского наместничества. Его первым главой был знаменитый фельдмаршал Румянцев. В 1781 году в городе случился большой пожар, после чего он стал перестраиваться. В 1797 году наместничество преобразовали в губернию. С этих пор Курск стал губернским городом.

С расширением границ Российской империи Курск теряет значение приграничного города, но в нем интенсивно развивается торговля. Город рос и расширялся, в нем стала активно развиваться промышленность, в 1808 году была открыта гимназия. С расширением Курска за реку связана история улицы Заречной. Город Курск стал достаточно крупным региональным центром. Во второй половине XIX века появился централизованный водопровод, было открыто трамвайное движение.

Советские времена

В первой четверти XX века круто изменилась история горда Курска. Краткое содержание событий тех времен состоит в том, что в конце 1917 года в город пришла советская власть. Впрочем, это было только началом Гражданской войны. В сентябре 1919 года Курск был захвачен белой армией генерала Деникина, но уже в ноябре его отбила Красная армия. С тех пор город вошел в состав Советской России, а затем и СССР.

В 1928 году Курская губерния прекратила свое существование. Курск стал административным центром одного из трех округов Центрально-Черноземной области, а с 1934 года центральным городом Курской области.

Во время Великой Отечественной войны город был занят немецко-фашистскими войсками в ноябре 1941 года, хотя его обороняла не только армия, но и ополчение. Освобождение города произошло через полтора года — в феврале 1943 года. В июле — августе недалеко от Курска состоялось одно из самых масштабных сражений Второй мировой войны – Битва на Курской дуге.

Через год после освобождения Курск стали восстанавливать, хотя война ещё продолжалась. В 1953 году по улицам города уже начали курсировать трамваи. В городе восстанавливались заводы и фабрики.

Забытые деревни: тайны Курской области

Эксклюзив

Места, где гуляли Фет и Чайковский, поселения старообрядцев, источник, обладающий чудесной целительной силой… Всего в 40 км от Курска, они стали незаслуженно забытыми и заброшенными.

— Вы уже были в Донском? — спрашивает меня помощник настоятеля местного храма Алексей Лямин.

— Нет еще.

— Надо ехать!

— Надо ехать, — соглашаюсь я, мысленно представляя снежные заносы и бездорожье. Это летом хорошо путешествовать за город, наслаждаясь зеленью за окном. А зимой ты никогда не знаешь, в каком сугробе увязнет твоя машина.

До Донского недалеко, чуть меньше 50 км в сторону Золотухино, минуя местечко Свобода. Чтобы добраться до поселка, нужно свернуть с трассы налево на поселок Солнечный. Дорога грязная, навстречу один за другим ползут КамАзы. В Солнечном работает сахарный завод, дым от его труб виден издалека. Вокруг завода и вырос поселок с многокварирными домами. Но работа на заводе сезонная, и уже через несколько дней дыма не будет.

А поселок — классический советский: серые панельные дома, пустующие качели, куцая вывеска «Парикмахерская» на пристройке с угрюмыми металлическими дверями. Но зато есть школа, детский сад и даже больница. Раньше в Солнечном было много людей и много работы, поселок процветал. Сейчас — гораздо меньше, упали объемы производства, ухудшилась экология. В 2013 году из-за неработающих очистных произошел масштабный сброс в реку, погибло много рыбы. Тухлую рыбу видели даже посетители Коренной.

От Солнечного до Донского — по грунтовке. Но я не ищу легких путей, ошибаюсь поворотом и проезжаю мимо гаражей и заснеженных огородов, по оледеневшей колее. Местные внимательно провожают взглядом машину с некурскими номерами. Донское неожиданно выныривает из-за поворота. Вокруг безлюдно, и даже не у кого спросить, где же тот самый храм, который в 2013 году неравнодушные люди начали восстанавливать своими силами. Но обернувшись, вижу купол церкви и направляюсь туда.

Дома в Донском вполне хорошие и крепкие, но их немного. Возле церкви снега — по щиколотку, видно, что ходят сюда нечасто. Меня встречает лаем лохматая собака. Хрипло надрываясь, она ругается на незваную гостью, пока я не скрываюсь за деревянной развалюхой. Там, за покосившимся сараем, вырыт старинный колодец, и уходит вдаль аллея с белоснежными березами.

Несмотря на лай собаки, из соседнего с храмом дома никто не выходит, а сама церковь выгдит безлюдной. Дергаю за ручку — так и есть, заперто. У этого храма история длиной в 122 года.

Храм зачатия праведной Анны был построен здесь в 1896 году.

— Храм уникален своим расположением, — рассказывает мне Алексей Лямин, с которым мы беседуем накануне моей поездки. — Он в 40 км от Курска, в 12 — от Коренной Пустыни. По преданию здесь жила семейная пара, которая не могла иметь детей. Супруги дали обет Богу и пообещали, что если он пошлет им ребенка, то они построят храм. Вскоре родилась девочка, которую назвали Марией в честь Девы Марии. Супруги сдержали слово и построили храм, названный в честь зачатия праведной Анны.

До революции село Донское входило в Уколовскую волость Щигровского уезда. В эту же волость входила знаменитая 1-я Воробьевка, где жил и работал Афанасий Фет (здесь написаны «Вечерние огни»), Уколово — где находилось поместье Чайковских. Здесь у брата нередко гостил сам великий композитор Петр Ильич Чайковский, в Уколово, например, писалась Симфония №6 и «Иоланта».

Здесь же, в Уколовской волости, располагались старообрядческие деревни 2-я Воробьевка, Никулино, Реутово. Старообрядцы, гонимые за свои служения, переселялись в том числе и в Курскую область, где более лояльно относились к приверженцам старого устава. Село Донское по преданию тоже носит свое название неслучайно. Один из старообрядцев был выходцем из донских казаков, с его подачи место получило такое название. Казаки облюбовали поселок.

В советское время купола и колокольня храма были разрушены.

— Еще одна особенность храма — два престола: в честь зачатия праведной Анны и в честь иконы Донской.

В 2013 году настоятелем храма был назначен отец Олег. Вместе с ним сюда стала приезжать и команда единомышленников.

— Сперва мы поставили купол, затем новый фундамент, потому что здание разрушалось, — говорит Алексей Лямин. — Ходили по разным организациям, просили: кто сколько даст. С 1992 года храм не красился, мы его покрасили, привели в порядок. Местные сюда редко ходят, из города приезжают разве что на родительскую субботу. Тут в округе человек сто едва наберется. Поразительно, конечно, что в 10 км в Свободе идут ярмарки с размахом и помпой, а здесь медленно умирает и ветшает всеми забытое село. Там показуха, а здесь все очень плохо.

Историей этих краев Алексей и другие казаки, которые сегодня восстанавливают храм в Донском, заинтересовались в 2004 году. Все началось с деревянного храма в Уколово. Здесь когда-то молились Афанасий Фет и его жена Мария Боткина, Николай Чайковский. Чудом этот храм не пострадал в советское время. Видимо, из-за того, что к нему нет асфальтированной дороги, а только грунтовка. Алексей показывает мне снимки, сделанные летом в Уколово.

Мария Боткина была богомольной и посещала уколовский храм, была крестной матерью крестьянских детей ( своих никогда не имела). Афанасий Фет дружил с князем-поэтом Константином Романовым. А племянник Марии Петровны был замучен с царской семьей.

Так сейчас выглядит старинный храм в Уколово

Храм в Уколово восстанавливали долго и тоже силами небезразличных людей.

У Донского — своя история, и по мнению тех, кто трудится в храме, своя судьба.

— Мы хотим сделать Донское старорусским поселением, где будут жить по исконным традициям. Ведь по всей России очень много людей, уставших от урбанизма и мегаполисов, они могут приезжать сюда. В нашей стране уже есть такие уголки, но в Курской области пока нет. Мы хотим возродить здесь старообрядчество, ведь еще Серафим Саровский говорил старообрядцам, что их вера — это лодка на канате у большого корабля православия. Сегодня именно старообрядцы — это носители русского культурного кода.

— Сегодня мы — пустые, мы утратили свою связь с традициями. Русские остались без дома. А возрождая свою культуру, мы возвращаемся домой. У нас и земель-то своих скоро не останется, вся курская земля продана москвичам.

Во 2-й Воробьевке из старинного деревянного старообрядческого храма сделали школу, здесь не больше 15 учеников. Сама деревня выглядит удручающе — развалюхи-дома, старики, доживающие здесь свою жизнь.

Старообрядческий храм сохранился только в рисунках

Сейчас здесь школа

Алкоголизм — верный спутник безработицы в деревнях

— А как доехать до 2-й Воробьевки? — спрашиваю я в Донском у жительницы. Женщина стирает белье возле колодца.

— А тебе зачем туда?

— Хотела храм посмотреть.

— Милая, да храма нет уж очень давно. Там школа сейчас, до этого конюшня была. Вон у нас в Донском тоже храм есть, старинный.

В пяти минутах ходьбы от храма зачатия праведной Анны стоит крест, спускаюсь пониже и вижу источник. Возле воды сидит мужчина, а рядом — два пакета с пустыми бутылками.

— А вы из Донского?

— Нет, я из Солнечного. Раньше мы за водой в Коренную ездили, а потом внук этот источник нашел, попробовали, а вода вкуснее, чем в Коренной. Теперь сюда пешком хожу, здесь километра три.

— Это непростой источник, — рассказывает мне Алексей Лямин. — Я тут с 2013 года, и за это время было 15 случаев исцеления от бесплодия. Когда врачи разводят руками, а женщины приезжают к нам, молятся в храме, пьют воду из источника и вскоре рожают. И детей привозили сюда, и малыши исцелялись. Здесь места с невероятной энергетикой.

Я осторожно спускаюсь к источнику и набираю в ладони ледяной воды, действительно вкусная. Вокруг — звенящая тишина. Удивительные места со своими историями, тайнами и загадками.

Надежда СУРГИНА.

Современность

После развала Советского Союза тяжесть переходного времени отразилась на всех городах России. Курск тоже не стал исключением. В 90-х годах здесь закрывались многие предприятия, был высокий уровень безработицы населения.

В 2000-х годах в связи с общим подъемом экономики России жизнь понемногу стала налаживаться и в этом областном центре. Начали развиваться промышленность, производство, предоставление услуг и торговля, а значит, появились новые рабочие места.

В 2012 году был торжественно отмечен 980-летний юбилей города. В настоящее время главой Курска является Ольга Германова. Город поделен на три округа: Сеймский, Железнодорожный и Центральный. Сегодня Курск – современный российский областной центр.

Вверх ▲ — Отзывы читателей (2) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати

e-mail, город: Краснодар

Очень интересно и познавательно. Спасибо, с удовольствием прочитаю продолжение.

Климков Сергей Валентинович4 июня 2021, 16:07:29
e-mail, город: владимир

поселения на северной и центральной части европейской России появились очень давно. Этому свидетельствует и Владимирский Сунгирь, который, кстати полностью и не был исследован вследствие развития города в районе с. Доброе. Всё таки, наверное, это были ещё не славяне в том виде как это сейчас понимают большинство обывателей, но это были (я о курянах) люди, которые заложили генофон славян наравне с племенами, проживавшими на территории Новгорода, Пскова. Архангельса, Суздали.

Значение истории Курска

Чтобы понять современных жителей конкретного населенного пункта, нужно изучить его историю. Прошлое и современность постоянно перетекают друг в друга, образуя непрерывную цепь событий. Все происшедшее сегодня было возведено на фундаменте, заложенном вчера. Поэтому так важна история города Курска. Краткое содержание для детей и взрослых тех исторических событий, которые произошли в данном городе, изложено выше. Но, несомненно, этого мало, если вы хотите узнать о Курске более подробно. В статье изложены только основные исторические вехи. А для более пристального изучения требуется использовать главным образом первоисточники.

Согласно образовательной программе, история города Курска для 2 класса включена в состав уроков по окружающему миру. Безусловно, это способствует ознакомлению детей с прошлым родного города. Но про историю своего края не должны забывать и взрослые. Более того, жители других городов России тоже должны интересоваться событиями, которые в прошлом произошли в различных населенных пунктах страны. Ведь из таких частей мозаики складывается в единое целое история всей нашей родины.

Архивный номер № 21 (1336) от 26 мая 2021 — Новости

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

При обсуждении возраста древнего Курска и времени его основания по-прежнему выдвигаются разные версии. Редакция «ДДД» решила пойти еще дальше, вернее, глубже, в пучину веков. Помогла нам в этом интересная и полузабытая публикация 45-летней давности в книге «Курск: очерки истории города». Она вышла в Центрально-Черноземном издательстве в 1975 году. Авторами статьи «Курск – древний русский город» были старший научный сотрудник Курского краеведческого музея Владимир Самсонов и старший преподаватель Курского государственного пединститута Юрий Александров-Липкинг. Пускай с того времени археологи раскрыли чуть больше загадок, тем не менее предлагаем читателям краткую версию того, что происходило на территории нашего региона с незапамятных времен.

От тундры до тайги: первые люди во времена палеолита

В низовьях Тускари и Кура, где расположен Курск, люди живут уже много тысяч лет. Самые ранние следы древних обитателей наших мест обнаружены в районе улиц Полевой и Котлякова, где в 1960-х была открыта стоянка верхнего палеолита – древнекаменного века.

Она относится она к 18–15-му тысячелетиям до нашей эры, то есть люди жили здесь около 20 тысяч лет тому назад. Раскопки проводила экспедиция Курского пединститута и областного краеведческого музея под руководством доктора исторических наук профессора П. И. Борисковского.

В то время льды покрывали всю северную половину Восточной Европы, заходя кое-где и в пределы нашей области. Основная часть ее территории представляла собой тогда суровую стылую тундру, болотистую и безлесную. Первые обитатели нашего края ходили в звериных шкурах, жили в землянках, главным их занятием была охота на мамонтов, а основной пищей – мясо мамонта.

Не исключено, что на территории, где находится Курск, люди жили и раньше, в нижнем палеолите, но следы этого еще не обнаружены.

Неолитические стоянки, относящиеся к 5–3-му тысячелетиям до нашей эры, в черте города известны в нескольких местах: у Кировского моста через реку Тускарь, у Киевского железнодорожного моста, в Рыжкове, в районе Первой Промышленной улицы. Известна также неолитическая стоянка под Курском – у реки Сейм напротив села Лебяжьего.

К началу неолита льды в Европе растаяли, установился сравнительно теплый климат. Большую часть территории нынешней Курской области покрыли леса, которые перемежали «степные» водоразделы, они были богаты диким зверьем, птицей и пчелами, а реки – рыбой. Животный мир уже был подобен современному. Люди неолита тоже занимались охотой. Большое значение имела и рыбная ловля, поэтому селились исключительно вдоль рек.

Продолжалась жизнь в наших местах и в последующую эпоху – бронзовом веке (конец 3-го – начало 1-го тысячелетий до н. э.), когда стоянки также жались к рекам. Их следы отмечены у Кировского моста, близ дрожжевого и кожевенного заводов. На территории основной, верхней части города находились погребальные курганы бронзового века. Об этом говорят многочисленные (свыше десятка) случаи находок на территории Курска каменных сверленых и шлифованных топоров, типичных для эпохи бронзы. Особенно интересен топор, найденный при рытье канавы на Красной площади, недалеко от кинотеатра «Октябрь» (ныне Знаменский собор): фигурный, художественно обработанный. Он, как и другие находки, хранится в краеведческом музее.

Больше всего топоров бронзового века было найдено возле кожзавода, где, вероятно, находилась значительная курганная группа, позднее уничтоженная застройкой: при захоронении топоры обычно клали рядом с покойным. До войны на Красной площади на месте, где находится почтамт, во время земляных работ было обнаружено непотревоженное захоронение бронзового века. На глубине около двух метров нашли скелеты мужчины и женщины, лежавшие рядом. Кости были окрашены в ярко-красный цвет. Возле них находились глиняные сосуды с заупокойной пищей. По описаниям очевидцев, погребение относилось к так называемой срубной культуре бронзового века – 2-я половина 2-го тысячелетия до нашей эры.

Главными занятиями курян оставались охота и рыбная ловля, но уже развивались скотоводство и первобытное земледелие. Поселки бронзового века были недолговечны, их часто переносили с места на место. Укрепленных поселений на территории Курска еще не было.

Ранний железный век

Следующая археологическая эпоха раннего железа, или ранний железный век, занимает почти все 1-е тысячелетие до нашей эры. Основным промыслом жителей большей части лесостепи становится пашенное земледелие, начинается выплавка железа из болотных руд, появляется немало постоянных укрепленных поселков.

В это время наши места стали особо привлекать людей. Много лесов со зверьем, открытых черноземных участков, месторождений болотных железных руд. А еще – крутые мысы близ устья реки Кур, самой природой предназначенные для постройки укреплений.

В VI–V веках до нашей эры в устье Кура возникает городище – первая Курская крепость. Об этом говорят черепки лепных сосудов 1-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры, найденные в районе Дома офицеров и злектроаппаратного завода. В 1967 году фрагменты лепной керамики того времени были собраны на склоне возле «Электроаппарата» краеведом А. А. Орловым.

Первое дославянское городище в устье Кура просуществовало недолго. Уже ко II веку до нашей эры жители ушли со всех древних городищ Посеймья и стали жить ниже, ближе к воде, на более удобных для поселения местах. Однако могли продолжать пользоваться старыми городищами как убежищами в случае опасности.

В 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры в западной и средней частях области проживали племена высокой по тем временам культуры, известные в археологии под именем Черняховской культуры. Кто они были – славяне или нет? Вопрос пока не вполне ясен. Достоверно известно, что их поселения и могильники славян были на берегу Сейма у поселка Моква и села Лебяжьего. Несколько черняховских черепков найдено и в черте города, а славянские украшения VI века – у Кировского моста.

В VI–VII веках славяне городищ не строили и вообще на высоких местах не жили. Только в VIII веке, видимо, из-за резко увеличившейся опасности нападения кочевников-степняков наши предки заняли и заново приспособили к обороне большую часть старых городищ. Снова на мысу при устье Кура появляется крепость, на этот раз уже славянская, русская. Небольшое городище, защищенное рвом и валом, идущими у северо-восточного его края от берега реки Тускари к долине Кура, берега которого при устье были в то время значительно круче. Земляные укрепления были усилены мощной стеной из вековых дубов.

Есть основание полагать, что одновременно с появлением городища в устье Кура возникло и другое – на бугре у нынешней площади Добролюбова, где сейчас Троицкая церковь.

На каждом из городищ находилось по 30–40 хижин-полуземлянок. Неподалеку возникали небольшие неукрепленные селища. Так выглядели все городища нашей лесостепи в VIII–X веках, что подтверждается и раскопками ближнего к Курску Шуклинского городища.

Славяне-северяне на реке Сейм

Славяне, населявшие во 2-й половине 1-го тысячелетия бассейны рек Десны и Сейма, входили в обширный и многолюдный союз северян или «северских племен». Летописцы иногда кратко называли их «север». Однако название племена получили не от географического севера, а от реки Сев (приток Неруссы, притока Десны), берущей начало на северо-западе области.

Северяне и Северская земля вместе с полянами и землей Полянской являлись основной частью Древней Руси – объединения восточных славян, в середине 1-го тысячелетия существовавшего в Восточной Европе. Находясь на опасной, восточной окраине Руси, «север» систематически подвргались набегам кочевников. В конце IX века, во время борьбы Киева с Новгородом, значительная часть Северской земли, в том числе, видимо, и наше Посеймье, подверглась нападению хазар, и северяне на какое-то время сделались хазарскими данниками.

В 884 году князь Олег, выступая уже во главе Древнерусского государства, объединившего большую часть восточноевропейских славян, громит хазар. С того времени Северская земля снова входит в состав древнерусского Киевского государства.

Растет значение Курска. Стоящий при впадении Тускари в Сейм, он стал важным звеном в цепи укрепленных городов, призванных защищать Русь от набегов кочевых племен. Его значение особенно возросло в связи с появлением в степях у границ Русской земли воинственных печенегов. С конца IX века забота об охране Руси от степняков становится одной из главных постоянных забот киевской великокняжеской власти, потому что без крепкой системы такой обороны Древнерусское государство просто не могло существовать. Кочевники подчас доходили до самого Днепра и стольного Киева.

Великокняжеская власть приняла участие в постройке новых пограничных крепостей и усилении старых. Для постройки крепостей и службы на дальних рубежах собираются лучшие люди со всех земель, находящихся под рукой киевского князя.

В 1036 году печенеги разгромлены Ярославом Мудрым, но вскоре в соседних с Русью степях появился не менее опасный и сильный враг – половцы. Роль оборонительных рубежей стала еще важнее.

Когда же основали Курск?

Итак, в X веке Курск был уже значительной по тем временам крепостью. Заметно вырос и находящийся близ его стен неукрепленный, точнее, слабоукрепленный поселок – селище.

Нам известна попытка точно указать год основания города Курска. Автор одной из версий, основываясь на высказывании некоего Штакельберга, написавшего в 1858 году «Путеводитель от Курска до Москвы», назвал 990 год. Сам Штакельберг эту дату ничем не подкрепляет, кроме голословной ссылки на неназванных курских «краеведов и историков». С научной точки зрения звучит наивно и совершенно бездоказательно.

Но не в этом дело. Задавшись целью узнать, когда появился Курск, необходимо договориться, что именно мы хотим выяснить. Время возникновения здесь первого, еще дославянского, городища? Время возникновения славянского городища – города в древнем значении этого слова? Но все эти события происходили задолго до 990 года.

Возможен и такой запрос: когда Курск стал городом в современном смысле, то есть из поселка с сельским населением превратился в населенный пункт, где преобладали ремесло и торговля и который имел определенное административное значение?

Один год назвать, конечно, невозможно. Происходило это постепенно, в течение ряда лет. К середине второй половины X века Курск – уже настоящий город. Когда он стал значительным звеном в цепи русских пограничных крепостей-городищ, в нем, естественно, выросла, как мы бы сейчас сказали, оборонная промышленность. Возникла черная металлургия, благо вокруг было много месторождений болотных железных руд, удобных для выплавки металла в примитивных сыродутных домницах способом прямого восстановления железа. Топливо давали дубовые леса, покрывавшие тогда большую часть территории области. Развивалось кузнечное дело, в первую очередь оружейное ремесло. О древней металлургии в нашем городе говорят случайные находки на его территории кусков металлургического шлака, типичного для сыродутной плавки.

О ремеслах в городах славянского пограничья и о многих других сторонах жизни домонгольского Курска рассказывают раскопки, проведенные перед Великой Отечественной войной академиком Б. А. Рыбаковым на городище у села Гочева Беловского района. На месте этого городища в домонгольские времена находился значительный русский город Римов, во многом подобный древнему Курску. Он также возник в VIII–IX веке и в эпоху Киевской Руси являлся одним из важных форпостов на юго-восточных окраинах страны. В XII столетии был разрушен кочевниками и больше не возродился.

Раскопками на Гочевоком городище вскрыт целый металлургический квартал у края древнего города с десятками домниц и кузниц. Это не удивило археологов: город-крепость на далеких и опасных границах Руси должен был сам в избытке снабжать себя металлом для орудий труда и особенно для производства оружия. Нет никакого сомнения, что подобная развитая древняя металлургия была и в Курске, являвшемся в те века еще более важной русской крепостью.

В конце IX века у славян появился гончарный круг. До этого они лепили горшки руками. Начали работать гончары-профессионалы, ремесленники, изготовлявшие их на продажу. Изготовленная на кругу славянская гончарная посуда с того времени была и в Курске. При земляных работах в исторической части города неоднократно находили не только черепки, но и целые сосуды. В частности, один такой, громадный, многоведерный, выкопанный на территории Первомайского парка, выставлен для обозрения в областном краеведческом музее.

Развивались и другие ремесла. При разведке у Кировского моста было собрано много черепков гончарной домонгольской посуды, пряслиц-грузиков, надевавшихся на веретено при прядении, металлургического шлама, железных изделий и отходов кузнечного ремесла. Некоторые пряслица изготовлены из розового шифера. Это привозной материал, добывался он лишь в одном месте близ города Овруча на Украине и только до монгольского ига. Находка таких пряслиц – доказательство того, что древнее поселение существовало еще до Батыева нашествия. Изготавливались такие пряслица тоже только профессионалами-ремесленниками. Еще о большем говорят находки у моста множества кусков витых стеклянных браслетов – красных, синих, зеленых и других. Такие браслеты бытовали на Руси тоже только до монголо-татар и лишь в городах. Селянки подобных браслетов не носили. Значит, налицо доказательство, что в Курске было не просто домонгольское поселение, а именно город, а не поселок.

Там же были обнаружены и следы мастерской, где эти браслеты изготавливались, а еще производства характерных для Киевской Руси цилиндрических железных замков. Для археолога это доказательство и сложного специализированного слесарного ремесла, и развития торговли – такими замками запирали лавки, лабазы, амбары с товарами. Значит, уже было имущественное расслоение и люди, скопившие значительные богатства.

Отрывок из Патерика Печерского о Курске

Первое письменное упоминание о Курске находится в так называемом Печерском Патерике (описание жития святых монахов знаменитой Киево-Печерской лавры), а точнее, в «Житии Феодосия Печерского». Упоминание это относится к концу X века. В печати приводились различные ошибочные даты. Действительная дата прибытия Феодосия Печерского в Курск может быть установлена из следующих летописных данных. Умер Феодосий в 1074 году в возрасте 82 лет. В Курск Феодосий, читаем в его «Житии», привезен отцом еще «дошкольником» и здесь же начал обучаться грамоте. Грамоте в Киевской Руси обучали с 6–7 лет. Значит, родился Феодосий в 992 году, а в Курск же приехал не позднее 998-го.

Из текста «Жития» видно, что в начале XI века Курск являлся уже немалым по тем временам городом. В нем были каменные храмы, рынки, хлебопекарни, где хлеб выпекался и для продажи. Были «властелин» – князь или наместник княжий, феодалы, использующие труд подневольных смердов для личных услуг и в сельском хозяйстве.

Неслучайно в Курске издавна получила большое значение торговля. Город лежал на скрещении важных речных путей того времени. Первый вел к Курску от Киева через реки Днепр, Десну, Сейм. Второй шел по Тускари и Снове к Самодуровскому озеру. Сейчас его нет: сплошь заросло мхом, превратилось в торфяник. В том же озере в былые века начиналась река Ока, и, следовательно, открывался один из путей через верховья Волги и освоенные нашими предками волоки к Неве и Балтике. Третий путь шел к верховьям Сейма и оттуда через небольшой волок к Северскому Донцу, дальше к Дону, затем к Азовскому и Черному морям.

Описанные пути, несмотря на их очень скромную по современным понятиям пропускную способность, тогда имели немаловажное значение.

Продолжение следует…

По материалам публикации «Курск – древний русский город» (1975 г.). Авторы: В. И. Самсонов, старший научный сотрудник краеведческого музея, Ю. А. Александров-Липкинг, старший преподаватель Курского государственного пединститута

Чтобы всегда быть в курсе событий, подписывайтесь на новости Друг для друга Курск Онлайн в Яндекс.Дзен

Вступайте в наши группы в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, подписывайтесь на канал ДДД Курск в Youtube. С нами события ярче!

Иллюстрация с сайта Курского музея археологии archeo-kursk.ru

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]