Население Пермского края: этнический состав и численность


В первое воскресенье декабря отмечается День Пермского края.
Мне довелось побывать в этом регионе в июне 2021 года благодаря приглашению Краеведческого музея города Чернушки. И в данном очерке речь пойдет о самых интересных местах и широко известных достопримечательностях этого удивительного города на юге Пермского края.

Вместо вступления

Прежде, чем приступить к рассказу о городе, хочу сделать небольшое пояснение.

В Чернушку я ездила вместе с Валерием Владимировичем Варовым, жителем города Сухой Лог Свердловской области. Местный краеведческий музей приглашал нас на памятные мероприятия, которые проводились в Чернушке 22 июня 2021 года, когда исполнилось 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Одним из мероприятий была встреча с родственниками участников 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса. Того самого, в составе которого воевал отец Валерия Владимировича.

Сам Валерий Владимирович родился в Чернушке, провел там свои детские и юношеские годы. Вот почему я пригласила его в соавторы и предложила написать совместный путевой очерк о его родном городе.

По тексту вы увидите, что у Валерия Владимировича больше воспоминаний о старой Чернушке, а у меня больше впечатлений о современном городе. На мой взгляд, у нас получился прекрасный симбиоз прошлого с настоящим.

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате

  1. Страницы истории
  2. Площадь Победы и Аллея Славы
  3. Площадь Нефтяников
  4. Городские парки и скверы
  5. Православные храмы
  6. Штрихи к портрету города
  7. Вопросы старожилам

Русские и украинцы

Самым многочисленным народом здесь в последние сто лет были русские, их в данный момент более двух с половиной миллионов, или 85,2 % от общего количества населения Пермского края. Расселяются они равномерно, на большей части территорий преобладают. Исключениями являются только Бардымский и пять районов в Коми-Пермяцком автономном округе, там русских только 38,2 %. Подавляющим большинством русские населяют города Пермского края. По численности населения городское преобладает — 75,74 %, по данным 2017 года. Всего в Пермском крае проживает 2 632 097 человек плотностью 16,43 человека на квадратный километр. Русские в этом регионе — народ пришлый, начали селиться они здесь с пятнадцатого века, когда верхнекамские земли вошли в состав Государства Российского. Более всего шли они с севера, и были они крестьянами. По мере расширения границ на восток русские первыми осваивали все новые земли. В семнадцатом веке образовалась здесь компактная и зрелая в национальном отношении группа, ставшая частью русской нации.

В девятнадцатом веке ещё более выросли города Пермского края. По численности населения край стал многолюднее, а по этническому составу значительно сложнее. Сюда начали прибывать поселенцы с очень отдалённых территорий. Например, в 1897 году здесь уже компактно поселились сто девяносто пять украинцев, а к двадцатому году прошлого века их уже было значительно больше — почти тысяча. Они расселились в Оханском и Осинском уездах, а приехали сюда в результате земельной реформы Столыпина. Сейчас количество населения Пермского края украинской национальности составляет более шестнадцати тысяч человек. Проживают они практически все в городах: Кизеле, Губахе, Гремячинске, Березниках, Александровске, также есть немного таких поселенцев и в Коми-Пермяцком автономном округе.

Страницы истории

Валерий: В 2021 году мне довелось побывать в Чернушке два раза, летом и осенью. Шины прокатили по асфальту несколько сотен километров. Осталась позади «Аминькайская гора» — таково её называние, связанное с расположенной вблизи деревней, если мне не изменяет память.

Вот и долгожданная Чернушка. Мой родной город, где прошло детство и юность, где получил первую трудовую книжку, откуда ушёл служить в ряды Советской Армии и куда из армии вернулся. Фотография получилась синхронно названию — немного темноватой, поскольку так совпала погода.

Название города не случайное, а имеет привязку к маленькой речушке, вода в которой была черноватого цвета. Об этом мне рассказывал отец, который знал немало о первых поселенцах Чернушки. В детстве мы специально бегали к устью этой речушки, впадающей в речку Стреж, чтобы убедиться в «черноватости» воды.

Татьяна: Я читала об этом природном феномене. По берегам Чернушки всегда росла густая осока. Расположенный вокруг лес не пропускал свет, из-за чего вода и казалась почти черной.

Татьяна: Первые упоминания о Чернушке датируются 40-ми годами XIX века. Она началась с четырех дворов, потом их количество постепенно увеличилось. Во время пребывания в городе мы съездили на улицу Урицкого, которая была одной из первых в Чернушке.

Валерий: Наш род, то есть мои предки, были в числе тех самых первых 20 жителей, которые основали поселение на берегу реки Стреж в XIX веке. Старая Чернушка – это место за железной дорогой в южной части города. Такое название было ещё актуально в годы моей юности.

Вот наш дом на улице Урицкого. Для полноты темы о городе немного расскажу то, что знаю от родителей. Дом на этом месте уже третий по счёту, если рассматривать вопрос от середины XIX века. Строился он в годы моего раннего детства. Выходит, что за сотню лет назад до моего рождения на этой усадьбе моими предками был построен первый дом.

Валерий: По рассказам родителей, а отцу, соответственно, рассказывал мой дед, улица застраивалась по одной стороне, огородами к речке Стреж. В настоящее время это место так и осталось между двумя проулками. Первый проулок ведёт к старице, а второй к бывшей мельнице.

Первые поселенцы были люди набожные, как и весь люд по тем временам, поэтому как раз напротив дома была построена небольшая церквушка. Когда её снесли и по каким причинам, я не знаю, но в доме была молва, что этому посодействовали служители церкви из села Тауш. Могу предположить, что там, вероятно, уменьшилось количество прихожан.

Татьяна: В 1913 году через Чернушку начали прокладывать железную дорогу, которая соединила два крупных города, Казань и Екатеринбург. Город начал быстро расти и развиваться. В годы Великой Отечественной войны сюда была перенесена мастерская по ремонту самолетов, но об этом мы скажем чуть позже.

С 1958 года в Чернушинском районе началась масштабная добыча нефти. Было построено несколько нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих комплексов. Сейчас на окрестных трассах установлены вот такие нефтяные насосы — «качалки».

Валерий: «Качалка» представляет собой механизм, который монтируется по месту пробуренной скважины и затем выкачивает нефть в трубопровод. Подобные установки можно встретить в этих местах достаточно часто. Нефтяные промыслы раскинулись и в соседних районах на десятки километров.

Татьяна: Добыча нефти отражена на гербе Чернушки в виде волнистой черной полосы. Вообще стоит отметить, что у города было несколько гербов. На этой фотографии слева изображен предпоследний герб, который лег в основу флага Чернушки, а справа — герб, который является действующим на данный момент.

Татьяна: Очень интересно посмотреть на символику изображений на гербах.

Символика флага и герба Чернушки

Герб слева. Открытые ворота имеют двойное значение. С одной стороны, они олицетворяют гостеприимство чернушан; с другой стороны, подчеркивают, что Чернушка является южными воротами Прикамья.

Герб справа. А здесь расположение города на юге Пермского края уже отражено через солнце на лазоревом фоне.

Символику цветовой гаммы обоих гербов можно найти в «Геральдикуме».

_______________________________________

Уже после того, как был опубликован этот очерк, житель Чернушки Александр Лунегов в комментарии пояснил информацию о гербах города.

«…У Вас на фотографии два устаревших герба: герб Чернушинского городского поселения (символ городского поселения — каменная корона с тремя зубцами над щитом герба) и герб Чернушинского муниципального района (металлическая корона с пятью зубцами — символ муниципального района).

С 2021 года эти две административные единицы были объединены в одну — Чернушинский городской округ. В сентябре 2021 года дума округа приняла «новый» герб, который выглядит как старый герб района, но с каменной пятиконечной короной (символ городского округа). Утвердили этот герб в Государственном геральдическом регистре и в краевой геральдической комиссии только в 2021 году, поэтому поменять еще не везде успели…

…Обычно такие изменения происходят в Чернушке ближе к массовым празднованиям дня города, которые проходят в День нефтяника (1 воскресенье сентября), хотя официально днем рождения города считается 7 февраля».

Александр, большое спасибо за уточнение. Фотографии сделаны в июне 2021 года, очерк опубликован уже в декабре. Ныне действующий герб, который Вы описали, мы видели и в Геральдикуме, и в Википедии, когда писали статью. Однако мы не знали всех тонкостей и немного запутались, поскольку в самой Чернушке изображение нового герба нам не попалось.

Небольшое лирическое отступление

В связи с этой ситуацией вспомнилось известное стихотворение Самуила Маршака «Дама сдавала в багаж». Помните, что она сдала в багаж маленькую собачонку, «однако за время пути собака могла подрасти»? Так и здесь: жизнь не стоит на месте. Оказывается, в городе сменился герб.

Татьяна: А теперь давайте прогуляемся по Чернушке и познакомимся с её основными достопримечательностями.

Коми

Коми-пермяки, относящиеся к финно-угорским народам, заселяли с двенадцатого века обширные земли верховьев Камы. Их язык и происхождение близки к коми-зырянам и удмуртам. В пятнадцатом веке коми-пермяки первыми из народов Урала присоединились к Государству Российскому. Плотность населения Пермского края в те времена была не столь высока. Если в 1869 году перепись показала 62 130 коми-пермяков, проживающих в бассейне Камы, то в 1989-м их было уже 123 371 человек. Именно этот народ составил этническое ядро национального округа, образованного в 1925 году (с 1977-го он стал автономным). Население городов Пермского края они пополняли не так охотно, как другие народности. Так получилось, что они первыми переняли опыт ведения хозяйства и культуру русских переселенцев, а потому большая их часть живёт в сельской местности. Среди автономий России финно-угорского состава коми-пермяки имеют самую высокую долю численности населения Пермского края — в 1989 году в округе они составляли более шестидесяти процентов. Сейчас их численность значительно снижается, как, впрочем, и любого народа России. В 2002 году было 103 500 коми-пермяков, а в 2010-м — всего 81 000.

Считавшиеся частью этноса коми-пермяков коми-язьвинцы — на самом деле совершенно другая народность. Их представители поселились в Соликамском и Красновишерском районах, там, где начинается река Язьва. У них нет своей письменности, но язык они собственный сохранили, а также и своё этническое самосознание. Культурно-бытовая специфика тоже отличает их от соседей. Какое население Пермского края не гордилось бы собственными корнями, собственными истоками? Конечно, и здесь происходит ассимиляция, иногда вплоть до полного исчезновения характерных этнических черт, но далеко не все народности прошли этот путь до конца. Несмотря на то что в данный момент их осталось всего около двух тысяч человек, происхождением коми-язьвинцы очень дорожат.

Площадь Победы и Аллея Славы

Валерий: Площадь Победы находится в центре города, у кольца на улице Коммунистической. Здесь в нескольких шагах от жилых кварталов возвышается памятник солдату минувшей войны. У основания обелиска зажжён Вечный Огонь. По краям площади установлены бюсты чернушинцев Героев Советского Союза. Мемориал участникам сражений с фашизмом в Великой Отечественной войне выглядит величественно и мощно.

Татьяна: 16 чернушан воевали в составе 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. Двенадцати жителям Чернушки было присвоено звание Героя Советского Союза, двое стали полными кавалерами Ордена Славы.

Валерий: В годы Великой Отечественной войны на фронт отправились свыше 15 тысяч жителей Чернушинского района. Треть из них не вернулась с полей сражений.

Валерий: В уютном скверике рядом с Площадью Победы в окружении деревьев расположен ещё один мемориал воинам. В центре площадки на постаменте гордо вскинул ствол 85-миллиметровой пушки танк Т-34. Перед ним, словно в карауле, замерли жерла двух противотанковых пушек 76-миллиметрового калибра.

Валерий: Глядя на танк и пушки, вспоминается Танковое поле в Прохоровке. Это посёлок в Белгородской области, близ которого в июле 1943 года состоялась знаменитая Курская битва, крупнейшее танковое сражение времен Второй мировой войны.

Наша поездка в Прохоровку

Стоит сказать, что наше знакомство состоялось как раз благодаря Прохоровке. Мы встретились там 9 апреля 2021 года у постамента с танком Т-34 под номером 213. По результатам поездки мы опубликовали на проекте два интервью, приурочив их к памятным датам.

  • «Душа находится в пробуждении» (9 мая 2021 года) — о поездке на Танковое поле и основных достопримечательностях этого мемориального комплекса
  • «Наша земля пронизана войной» (22 июня 2021 года) — о важности сохранения исторической памяти

Валерий: Правда, в Прохоровке пушки расположены чуть позади стоящего на постаменте танка. Особенность такого «соседства» не случайна, поскольку это было частью военной хитрости. Пушки устанавливались для прикрытия огнём вступающих в бой наших танков. Часто орудия были замаскированы, чтобы прорвавшиеся вражеские танки попали под прямую наводку.

Иногда и танки закапывали в капониры (специальные углубления в земле) по самую башню в местах возможного вражеского прорыва. Бывало, такие меры приносили очень значительные результаты в ходе боя.

Валерий: Наши земляки-танкисты сражались в Уральском Добровольческом корпусе, который состоял из Пермской, Свердловской и Челябинской бригад. Танковое соединение получило от врага наименование «Шварц Мессер», что переводится с немецкого как «Чёрный Нож». Храбрость наших воинов вызывала ужас в стане врага.

При виде наших танков по рациям разносились панические предупреждения: «Ахтунг, ахтунг» («Внимание, внимание»). Вот несколько примеров радиоэфира. О них я узнал из книг, написанных участниками боёв: «Избегайте встреч с русской дикой дивизией», «В бой не вступать, отходить». И противник старался уклониться или выйти из боя.

Как говорят историки, фашисты жалели себя. А наши воины шли побеждать, не щадя собственной жизни. Пермская бригада почти вся полегла в тяжелейших боях на реке Орс у города Болхов, юго-западнее от Москвы. Части, переформированные после потерь, вскоре освободили от врага всю близлежащую территорию и город Орёл.

Рекомендую прочесть

Если вы хотите узнать больше о тех сражениях, которые я упомянул, рекомендую прочесть следующие книги.

  • Вадим Очеретин «Я твой, Родина»
  • Михаил Фомичев «Путь начинался с Урала»
  • Михаил Фомичев «Огненные версты»
  • Дмитрий Шеин «Танки ведет Рыбалко»
  • Илья Бояшов «Танкист»

Эти книги можно найти как в бумажном, так и в электронном форматах. Кстати, по роману «Танкист» Карен Шахназаров снял фильм «Белый Тигр».

Валерий: На войне бывали случаи, когда за лафетом такой пушки оставался всего один человек, который бился до конца. В Парке Победы на Танковом поле под Прохоровкой есть памятник лейтенанту Михаилу Борисову, который один уничтожил несколько танков. Об этом вы можете почитать в очерке «Прохоровка: третье ратное поле России».

Валерий: К Площади Победы примыкает Аллея Славы. Смотрю на ряд мемориальных плит, и понимаю, что за каждой фамилией был человек, который без колебаний ушёл защищать наше Отечество. Теперь известно, что наша страна была не просто в опасности, а перед фактом уничтожения, как государства, как этноса. Ведь у каждого, кто уходил на фронт, были планы на жизнь, мечты о своём будущем, у большинства уже были семьи.

Весной 2021 года нам довелось побывать в музее-диораме «Огненная дуга» в Белгороде. И экскурсовод рассказала о редком случае. Солдата считали погибшим и дважды отправляли «похоронку» на его родину. Удивительно, но воин остался жив всем смертям назло. Уже после окончания войны он увидел свою фамилию в списках погибших на двух мемориальных обелисках.

Валерий: Смотрю на фамилии и думаю: вот хоть бы часть этих героев восстала из небытия. С возрастом, с болью в сердце и трепетом в душе, понимаешь ту огромную работу, которая была выполнена нашими старшими поколениями во имя нас с вами, во имя нашей жизни. Вечная Память и Слава Солдату минувшей войны!

Татьяна: Рядом с Площадью Победы и Аллеей Славы есть ещё несколько монументов. 27 мая 2021 года, накануне Дня пограничника, в память обо всех, кто защищал рубежи нашей страны от завоевателей, был установлен пограничный столб. Недалеко от него расположена стела в память о чернушанах, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Татьяна: Скульптурная композиция «Ветеранам боевых действий» была открыта совсем недавно, в июле 2021 года.

Валерий: Как видим, чернушане помнят и достойно чтут своих воинов.

Белорусы и поляки

Первые белорусы пришли сюда вслед за русскими в конце восемнадцатого века. Сначала их было чуть менее восьмидесяти человек, из них большая часть — в Пермском уезде. Во время земельной реформы они значительно приросли числом, в начале двадцатого века их насчитывалось уже более трёх тысяч. Большинство белорусов — селяне, проживали всегда компактно, сохраняя язык и все традиции быта. Сейчас их в Пермском крае шесть с половиной тысяч, причём в Оханском и Осинском районах их осталось мало, все переселились на север края, в места индустриальные и денежные. А промышленность здесь развивалась очень интенсивно, и сколько населения Пермского края ни было бы, всё было мало для участия в этом процессе. Развито и машиностроение, и нефтехимическая, химическая, нефтеперерабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, полиграфическая промышленность.

Главной здесь являются чёрная и цветная металлургия, а также добыча нефти, каменного угля, калийной и поваренной соли. Работы всегда было много, да и сейчас трудоспособное население Пермского края в этом отношении не бедствует. До революции Пермь была известным городом для политических ссыльных. Особенно много среди сосланных сюда оказалось поляков, которые ещё в конце восемнадцатого века, когда Польша была в составе Российской империи, участвовали в национально-освободительном движении. Перепись 1897 года говорит о количестве в тысячу с небольшим жителей польского происхождения. Пермский край стал для них второй родиной. Нужно сказать, что их количество на прикамской земле за все эти столетия практически не увеличилось. В 1989 году поляков в Пермском крае было 1183 человека.

Площадь Нефтяников

Татьяна: На Площади Нефтяников установлен памятник нефтянику. В правой руке мужчина держит каску, а на левой руке у него сидит девочка, которая выпускает из рук голубя, символ мира. Скульптурная композиция была подарена Чернушке в 2021 году на 50-летие города. Памятник посвящен всем, кто связан с открытием и переработкой нефти в Чернушинском районе.

Кроме того, на площади установлена так называемая «Золотая Книга почета». На её страницах представлена информация о городе и районе.

Татьяна: Например, на этих страницах можно увидеть имена тех, кто руководил Чернушкой в разные годы.

Татьяна: Логично, что именно на Площади Нефтяников находится мемориальная доска в память о Юрии Павловиче Шистерове, которого считают первооткрывателем чернушинской нефти.

После того, как были открыты Таныпское и Павловское месторождения, основная база нефтеразведки переместилась в Чернушку. Именно по инициативе Юрия Павловича здесь стали строиться новые производственные здания и жилые дома. В 1966 году Чернушке был присвоен статус города. Сейчас здесь проживает чуть более 33 тысяч человек.

Татьяна: Площадь Нефтяников очень красиво украшена.

Татьяна: Через дорогу огромными буквами написано название города. Обратите внимание: вместо буквы Н поставлен стилизованный флаг Чернушки.

Татьяна: За пару часов прогулки по Чернушке нам удалось побывать в нескольких парках города.

Чернушка

(Пермский край)

Код ОКАТО:
57257501
Основан:
1859
Поселок городского типа с:
1945
Город с:
1966 Город краевого подчинения
Центр:
Чернушинский р-н
Телефонный код (справочный телефон)

34261*****30-106

Отклонение от московского времени, часы:
2
Географическая широта:
56°30′
Географическая долгота:
56°05′
Высота над уровнем моря, метров:
150 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Чернушка

Парк «Седьмое небо»

Татьяна: Благодаря содействию известного советского летчика, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, 15 августа 1982 года в Чернушке был установлен на постаменте самолет МИГ-17. Дело в том, что история города тесно связана с военной авиацией.

Валерий: А кто мечтал быть лётчиком? У меня была такая мечта, поэтому при виде крылатых машин до сих пор в душе возникают приятные вибрации. В школьные годы я прочёл несколько книг про военных лётчиков. Кстати, моим героем, на которого я хотел «равняться», был Алексей Маресьев. В 1971 году мне удалось сделать его снимок с экрана телевизора, и эту фотографию я носил в одном из учебников.

Татьяна: Вы рассказывали, что получили имя в честь нашего прославленного летчика Валерия Чкалова. Так что Ваш интерес к полетам вполне понятен.

Татьяна: В ноябре 1942 года в Чернушке открылась 2-я школа летчиков первоначального обучения Военно-Воздушных Сил ВМФ. В одном из бараков по улице Ленина разместился цех по ремонту самолетов УТ-2. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось и немало авиаторов — чернушан. Летчики Евгений Францев, Сергей Красноперов и Степан Иванов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Валерий: В настоящее время люблю пересматривать фильм «В бой идут одни старики», в котором есть эпизоды из книги «Балтийское небо». Помню также портрет нашего земляка, Героя Советского Союза Сергея Краснопёрова. Этот портрет был установлен среди других портретов вдоль дорожки к Дому пионеров.

Татьяна: Совсем рядом с МИГ-17 находится «Поляна художника». Это благоустроенная парковая зона, в которой проходят занятия учащихся «Детской школы искусств».

Татьяна: На одном из деревьев примостилась задумчивая совушка. А на стенде как раз представлены фотографии с работами учащихся школы.

Естественно, что в этом парке отдыхают не только юные художники, но и другие жители Чернушки.

Тюркские народы

Татары образуют многочисленную группу коренного прикамского населения. Когда пало Казанское ханство, поволжские татары хлынули заселять Южное Прикамье. Самая большая концентрация их на реках Тулва, Сылва, Ирень и на всех прилегающих к ним территориях. К поволжским присоединялись и татары сибирские, которые мигрировали значительно раньше на эти земли. Пермские татары очень неоднородны. Исследователями выделено несколько территориальных этнических групп: башкиры, тулвинские, муллинские и сылвенско-иренские татары. На начало девяностых годов двадцатого века в Пермском крае проживало сто пятьдесят с половиной тысяч человек, то есть почти пять процентов от общего числа населения. Они расселились компактно на двенадцати территориях края. Прежде всего — в городах. Это Гремячинск, Кизел, Лысьва, Чусовой. Также проживают татары и в районах — Чернушинском, Уинском, Суксунском, Пермском, Ординском, Октябрьском, Кунгурском и Куединском. В Октябрьском районе, например, татары составляют почти тридцать три процента населения.

Башкиры пришли на эти земли в тринадцатом веке в составе нескольких родов и поселились в Осинском и Бардымском районах, сформировали компактную группу и активно ассимилировали местное финно-угорское древнее население. Районы Пермского края, где поселились тюркские народы, сохранились до сих пор с шестнадцатого века. Взаимодействие между разными народами было интенсивным, а потому чисто башкирское население всё более сокращалось. К началу двадцатого века очень многие башкиры потеряли ярко выраженное этническое самосознание. Татарское влияние посредством культуры и языка заставило их относить себя к татарам. Переписи прежних времён верной картины не показывают. Даже в 1989 году тридцать тысяч человек на переписи указали себя башкирами, а родным языком — татарский. Население России стремительно сокращается. В 1989 году башкир в Пермском крае было пятьдесят две тысячи человек, а перепись 2010-го показала только тридцать две тысячи.

Сквер Петра и Февронии

Татьяна: В 2014 году недалеко от Площади Победы был разбит сквер, посвящённый святым Петру и Февронье. Первоначально был установлен только памятник, а уже потом обустроили прилегающую территорию.

Татьяна: Жизнь благоверных Петра и Февронии неразрывно связана с историей города Мурома, который находится во Владимирской области. У нас на проекте есть очерк о достопримечательностях Мурома.

Татьяна: В сквере создана специальная зона для проведения свадебных церемоний. На мой взгляд, очень красиво и функционально.

Татьяна: А это «Лавочка примирения» для пар, у которых за плечами не один год семейной жизни. Смотрите, сколько доброты в этих высказываниях!

Татьяна: В обращении к посетителям сквера меня поразили две вещи: не материться и не ездить по сухому ручью. Остальные пункты можно увидеть в других российских парках, а вот эти два я пока встретила только в Чернушке.

Парк у городского пруда

Валерий: Красиво и продумано. Приятно постоять несколько минуточек возле ограждения, рассматривая водоросли, которые поднимаются до самой поверхности. Кстати, воспоминания из юности хранят вид этого водоёма без мостика и с глиняными берегами, без травы и, тем более, без деревьев.

Здесь даже рыба есть, поскольку местный рыбак, закидывая удочку, заверил, что в любом водоёме глубиной более одного метра может водиться рыбёшка. Дорожки вокруг пруда, по которым можно прогуляться. Уютное место для отдыха получилось.

Татьяна: В центре мостика установлено «Древо жизни» с традиционными замочками от молодожёнов. Несколько лет тому назад Чернушка приняла участие в конкурсе «Культурная столица Пермского края» и город выиграл грант на строительство этого арт-объекта.

Татьяна: Кроме того, Чернушка является участником межрайонного конкурса «Прикамская лавочка».

Татьяна: У пруда располагается целая аллея, на которой установлено полтора десятка самых разных скамеек. Каждая из них посвящена одному из поселений Чернушинского района. На лавочках написаны названия поселений и изображены их символы. Например, вот скамейка под названием «Тауш» с изображением колоколов. Видите их на спинке?

Татьяна: Чернушку называют «городом пяти народов», потому что здесь проживают русские, башкиры, татары, чуваши и удмурты. Каждый народ сохранил свои культурные особенности. У пруда стоят пять стендов. Каждый из них посвящен одному из народов, населяющих Чернушку.

Татьяна: Все стенды — двусторонние. На одной стороне содержится информация о том или ином народе, населяющем Чернушку, а на другой стороне изображены национальные орнаменты. Знаете, очень впечатляет такая многонациональность!

Татьяна: На берегу пруда лежит «Каменное сердце». Чернушане считают его мощным предметом силы и своеобразным оберегом как для города в целом, так и для каждой семьи.

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c d e Закон № 416-67
  2. ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011).Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1[Всероссийская перепись населения 2010, т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010] (на русском). Федеральная служба государственной статистики .
  3. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года» . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 23 января 2021 года .
  4. ^ a b c d e Закон № 1882-409
  5. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2021 года .
  6. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )

  7. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.).Численность населения Российской Федерации, городов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктов 3 тысячи и более человек[Население России, ее федеральных округов, субъектов Федерации, округов, городских поселений, сельских населенных пунктов — административных центров и сельских населенных пунктов с численностью населения более 3000 человек] (XLS) . Всероссийская перепись населения 2002 года [Всероссийская перепись населения 2002 года] (на русском).
  8. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-райцентров [Всесоюзная перепись населения 1989 года: современное население союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краев, областей, районов, городских поселений и сел, выполняющих функции районных административных центров]. Всесоюзная перепись населения 1989 года [Всесоюзная перепись населения 1989 года] (на русском). Институт демографии национального исследовательского университета: Высшая школа экономики [Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики]. 1989 — через Demoscope Weekly
    .

Православные храмы

В Чернушке нам удалось увидеть несколько православных храмов.

Татьяна: В этой церкви меня поразило необычное сочетание гражданской и культовой архитектуры. Нечто подобное я видела в Бобруйске. До сих пор помню своё изумление: на карте указано, что это Костел Непорочного зачатия Девы Марии, а перед тобой стоит типовое пятиэтажное общежитие.

Валерий: Это Андрониковская церковь, которая расположена в бывшем здании кинотеатра «Луч». Сразу вспоминается война 1812 года, когда французы, желая осквернить нашу веру, московские храмы превращали в конюшни для своих лошадей. Честно говоря, мысли полетели вихрем при виде этого храма, но я ограничусь несколькими словами. Разумеется, вера это глубоко личное дело каждого. В этой связи приходят на ум слова Льва Николаевича Толстого, который пытался довести до людей своё понимание: вера не в церквях и не в золоте, а в душе.

Татьяна: Этот храм в честь Святителя Алексия Московского был построен для верующих, которые проживают достаточно далеко от центра Чернушки в микрорайоне «Железнодорожный». На официальном сайте Чернушинского благочиния указано, что раньше в непосредственной близости от этого места располагался Михайло-Архангельский храм, закрытый 80 лет тому назад.

Валерий: Прошу прощения, Татьяна, что сразу не обратил внимания на этот факт, поскольку не знал название церкви, закрытой в 1940 году. Церковь Михаила Архангела находилась по улице Урицкого, на возвышении, напротив домов первых поселенцев. Моя бабушка и две тётушки были в числе прихожан.

В годы моей юности на этом участке оставался пустырь, поросший крапивой. Никто не осмеливался нарушать правила и прикасаться к святому месту. Вскоре землю распахали и стали сажать картошку. В конце 1970-х годов там построили два жилых дома. Вот ссылка на статью о прежнем местонахождении храма. Кстати, публикация находится на том же самом сайте Чернушинского благочиния.

Татьяна: Валерий Владимирович, очень ценное уточнение, спасибо. Получается, что на одном электронном ресурсе — заметим, что это официальный сайт! — размещены материалы с фактами, которые противоречат друг другу.

Татьяна: Церковь Спиридона Тримифунтского, самый большой из ныне действующих храмов Чернушки. Он был освящен в 2014 году, располагается в центре города рядом с Площадью Победы. В одном из отзывов о храме встретила риторический вопрос: сохраняется ли в подобных новоделах Дух Божий?

Валерий: Достойный храм для поклонения, вероисповедания и других христианских ритуалов. Кстати, меня крестили в деревенской церкви в окрестностях Чернушки, а потом несли домой на руках целых семь километров, попеременно передавая из рук в руки.

Есть в Чернушке и своя мечеть, но, к сожалению, до неё мы не доехали.

Другие достопримечательности города

Валерий: В районе автовокзала установлен бюст В.М.Азина. В лице этого командира выражена память участникам Гражданской войны. Как теперь разобрались историки, в этой войне прозападные «друзья» умело «столкнули лбами» наших людей друг с другом так, что «сын шёл на отца, а брат на брата» и крови за несколько лет столкновений пролилось предостаточно. На мой взгляд, бюст командира — хорошее напоминание молодым о том, что стоит хорошо подумать и задать себе вопрос: стоит ли ввязываться в навязываемые нам братоубийственные баталии?

Валерий: Выезжая из города в сторону «Пермдорстроя» по улице Ленина, нельзя не заметить постамент с автомобилем исторической давности. Он расположен у здания автошколы в районе лыжной базы «Метелица». На мемориальной доске надпись: «Воинам-водителям, автомобилю-бойцу 1941-1945». На левом борту кузова — «С Днём Победы».

На левой стороне постамента привинчена ещё одна мемориальная доска с пояснением: «1941-1945. Автомобиль ГАЗ–АА с колхозным шофёром М.Е. Горожаниновым проделал боевой путь от Москвы до Берлина. Возвратился в колхоз «13 лет Октября». Этот колхоз находился в деревне Таныпские Ключи недалеко от Чернушки, если проехать в южном направлении в район села Тауш.

Валерий: Для меня этот постамент является особенной гордостью, поскольку я закончил Чернушинскую автошколу в 1975 году. В то время преподавателем у нас был Григорий Марданыч, который, кстати, основал автошколу возле УТТ НГДУ «Чернушканефть». Более того, он вёл у нас уроки автодела в школе № 1, когда я учился в 9 и 10 классах. Вот такие удивительные совпадения!

Получив водительское удостоверение в Чернушке, я накатал по стране несколько десятков тысяч километров. Служил в Монголии военным водителем. Бывал на дорогах Казахстана и Киргизии. Москву, Томск, Нижний Тагил, Челябинск, Уфу и другие города удалось посетить на автомобиле. Спасибо тебе, автошкола!

Валерий: Мы были в Чернушке по приглашению Краеведческого музея, созданного В.Г. Хлопиным. Когда я учился в школе №4, с 4-го по 8-й класс Вячеслав Григорьевич преподавал у меня географию. Впоследствии он стал организатором создания городского музея боевой славы ещё при школе № 80 в 1972-73 годах.

Собранные материалы претерпели несколько переездов из одного здания в другое. Часть экспонатов музея оказалась утраченной после ЧП в здании по ул. Октябрьская (это недалеко от стадиона, напротив бывшего кинотеатра «Луч»). Оставшиеся экспонаты были размещены во вновь построенном здании в районе «нефтяников» по ул. 48-й Стрелковой Бригады. В настоящее время это и есть здание Краеведческого музея им. Хлопина. Боевые будни наши земляки начинали в составе 48-й Стрелковой Бригады. Её имя сейчас носит улица, на которой расположен музей. Удивительные совпадения!

Татьяна: В музее открыты несколько тематических экспозиций, а также работают сменные выставки. Обязательно загляните на его официальный сайт, там немало интересного!

Татьяна: Было интересно посмотреть на арт-объект «Формула нефти». Со стороны он выглядит как 12 одноместных кресел, которые расположены в хаотичном порядке. Но если взглянуть на эти кресла-капли сверху, то можно увидеть, что они представляют собой графическую формулу бензола — углеводорода, входящего в состав сырой нефти. Мы были у памятника ещё засветло. Однако на фотографиях я видела, как красиво выглядят «кресла» с подсветкой вечером.

Татьяна: Рядом с домом, в котором мы останавливались в Чернушке, стоит Политехнический колледж. И на его территории установлена нефтяная «качалка».

Валерий: Наверное, у многих людей, глядя на эту установку в работе, возникает вопрос: а кому ОНА кланяется неустанно и величаво? Такая большая, стальная, а кланяется. У меня тоже возник вопрос: что за процесс происходит, когда она работает? Ведь некоторые подобные установки стоят без движения.

Было время, когда мне довелось работать на предприятии НГДУ «Чернушканефть». Но тогда кроме знания о том, что это «качалка» и что она качает нефть из недр земли, ничего было не надо. Теперь я расширил свои познания, точнее, углубил.

С устройством видимым, более или менее, всё понятно. А вот скрытая система ниже уровня земли, оказывается, достаточно проста, хотя исполнена в дорогостоящем варианте, в смысле металлических труб и штанг. Теперь, надеюсь, стало понятно, что до нефтяного «озера», находящегося глубоко в земле, уходит стальная труба. Внутрь этой трубы опускается штанга, которая и перемещает простейший плунжерный насос с двумя клапанами. Нефть по трубе поднимается на поверхность и перегоняется в определённое место.

Остаётся узнать, кто же придумал такую схему. Кстати, современники уже изобрели более экономичный способ, но об этом каждый может узнать сам. Мне же, оказавшись рядом с нефтяной качалкой, теперь хочется поклониться ЕЙ в ответ, поскольку наше благосостояние очень сильно зависит от природных богатств.

Татьяна: В самом центре Чернушки недалеко от здания городской администрации находится детская площадка «Нефтеград». Это подарок от одной из территорий, на которых ведётся нефтедобыча.

На площадке установлен целый интерактивный комплекс. В нём представлены разные тематические модули, такие, как «Нефтеперерабатывающий , «Бензовоз» и другие. Благодаря этим модулям можно познакомиться — как говорится, играючи! — со всеми этапами работы нефтяной компании от геологической разведки и добычи нефти до её переработки и сбыта.

Штрихи к портрету города

Татьяна: В одной из статей о достопримечательностях города прочла интересную фразу. Смысл её был в том, что, судя по памятникам, Чернушка это город нефти и любви. Я бы ещё добавила, что это город памяти, которая явственно проступает в самых разных местах Чернушки. Здесь гордятся и теми, кто жил полвека тому назад, и современниками.

Героям военных лет посвящены информационные стенды. Мы видели их на улице Юбилейной, когда были в Чернушке в июне 2021 года.

Татьяна: Прямо напротив здания Администрации находится площадь, которая носит имя Виктора Николаевича Копылова. Он возглавлял Чернушинский район почти четверть века, с 1968 по 1990 гг., и внес значительный вклад в экологическое воспитание подрастающего поколения.

Татьяна: На этой же площади можно увидеть так называемый стрит-арт, наскальную живопись современности. По рисункам чётко читается история города: здание Администрации, стенд с названием города при въезде в Чернушку (фото с изображением этого стенда есть в самом начале очерка), девятиэтажки, Старая Чернушка, дворец культуры «Нефтяник».

Татьяна: Узнаёте? Памятник автомобилю-бойцу. Сульмаш — одно из первых поселений в этих краях. Пушка перед танком Т-34 на Площади Победы. История родного города предстает, как на ладони.

Татьяна: На кольце у Площади Победы был размещён баннер с портретом спортсменки Евгении Калашниковой, нашей современницы. На мой взгляд, очень верное решение: горожане должны знать в лицо и своих нынешних героев.

Татьяна: В сентябре 2021 года город отпраздновал своё 55-летие.

Валерий и Татьяна: Хотим поблагодарить всех, с кем довелось встретиться и пообщаться в период нашего пребывания в Чернушке.

Благодарим от всей души

  • Шестакова Михаила Владимировича, главу Администрации Чернушинского городского округа — за теплый приём, оказанный нам в Администрации города, и митинг на Площади Победы
  • Омелину Елену Егоровну, заместителя главы Администрации Чернушинского городского округа по социальным вопросам — за помощь в решении организационных вопросов, связанных с официальной встречей
  • Трубицыну Фаину Николаевну, сотрудника городской Администрации — за гостеприимство и верность идеалам Страны Советов
  • Комышеву Татьяну Анатольевну, директора Чернушинского Краеведческого музея — за организацию встречи в музее, экскурсию по городу, поездку в Николаевское и помощь с жильем во время нашего пребывания в Чернушке
  • Ганиеву Эльмиру Фаритовну, методиста Чернушинского Краеведческого музея — за серьёзную подготовительную работу, плодотворную переписку и замечательное выступление на встрече в музее
  • Булышева Вячеслава Алексеевича, местного краеведа, автора нескольких десятков книг о Чернушке — за популяризацию знаний по истории Чернушки и Чернушинского района
  • Евдокимову Людмилу Николаевну — за неравнодушие к истории родного края, видеоролик о Владимире Васильевиче Варове и помощь в организации встречи в музее

Валерий: Хочу поблагодарить своих одноклассников, которые пришли на встречу в Краеведческий музей 22 июня 2021 года. Нам с вами уже за шестьдесят, нашему родному городу — 55 лет. Непередаваемые ощущения!

Татьяна: Зачем ехать в Санкт-Петербург, если в городе есть свой Летний сад?

Татьяна: Мне Чернушка запомнилась как чистый и уютный город. Радуют глаз даже обычные петунии на клумбах.

Татьяна: А ещё меня просто очаровали фонари.

Манси и удмурты

Мансийская народность сформировалась в десятом веке чуть восточнее Прикамья — в Зауралье. После двенадцатого века они расселились несколькими ареалами по Прикамью — Чердынскому и Кунгурскому уездам. Так же компактно жили манси в верховьях реки Вишеры и по реке Чусовой. Численность же народа манси прослеживается только от конца восемнадцатого века, поскольку первая перепись в этих краях была в 1795 году. Тогда их было чуть более двухсот человек. В девятнадцатом веке большая их часть перекочевала в Зауралье, в Верхотурский уезд, на реку Лозьву. Сейчас в Пермском крае манси почти исчезли. По разным районам их в 1989 году насчитали только двадцать шесть человек, а в 2002-м их стало чуть больше — тридцать один.

Удмурты пришли в Закамье в конце шестнадцатого века и поселились на реке Буй. Поскольку они всегда были язычниками, в Прикамье им пришлось несладко. Началось воцерковление, усиление феодального гнёта. Однако верования свои и обряды предков удмурты сохранили. Язык их отличается многими анахронизмами, а вот на этническую культуру наложились многие влияния, появилось гораздо больше заимствований. Многонациональная среда не могла не повлиять, тем более если русское население всегда преобладало. Удмурты считают, что процессы взаимовлияния не могут не взаимообогащать, однако на удивление много бытовых и обрядовых, культовых вещей им удалось сохранить буквально с древности. В 1989 году в Пермской области проживало почти тридцать три тысячи удмуртов, то есть чуть больше одного процента от общего числа населения. Компактно — в Куединском районе исторически сложившейся группой почти в шесть тысяч человек (семнадцать процентов населения района). В быту разговаривают на родном языке и изучают его в школах, культурные связи с Удмуртией — исторической родиной — поддерживают тесно. По переписи 2010 года, их в Пермском крае проживало более двадцати тысяч человек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]