Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы

Санкт-Петербург не зря называют Северной Венецией. Приблизительно, общая длина рек, протоков и каналов Санкт-Петербурга составляет 300 км, в городе так же имеются около 100 водоемов (озера, пруды и искусственные водоемы). Поэтому мосты стали неотъемлемой частью города и его культуры. В городе их насчитывается 342. Это знаменитые на весь мир разводные мосты через Неву (13), пешеходные и автомобильные мосты через реки и каналы, малые мосты пригородов. Каждый мост имеет свой неповторимый архитектурный облик, свою историю, свои конструктивные особенности.


Знаменитый Дворцовый мост

Давайте познакомимся с самыми-самыми мостами Питера!

Иоанновский мост

Самый старый мост в Петербурге — Иоанновский, перекинутый через Кронверкский проток и соединяющий Петропавловскую крепость с площадью революции. Был построен в 1738 году. Нынешний Иоанновский мост — прямой «потомок» того первого, который был сооружен еще при Петре I. Но с тех пор его облик стал иным: на новых деревянных опорах теперь покоятся стальные балки. В 1950-х годах на нем были установлены изящные металлические фонари и перила, выполненные по образцам и чертежам первой четверти 19 века.


Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 12

Доехать до него можно на метро до станции «Горьковская» или трамвае № 2, 26, 53, 63 или на автобусе № 134 и 46.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения valniko77

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Мосты через Неву.

Мосты через Неву

lidija_klement_-_nevskij_tuman

Санкт — Петербург — это город мостов.

Почти все мосты на Неве являются разводными. Мосты разводятся ночью для пропуска судов. Всего в Северной столице 13 разводных мостов, 10 из которых разводятся ежедневно, что является одним из самых популярных зрелищ для туристов.

  • Благовещенский мост
  • Дворцовый мост
  • Троицкий мост
  • Литейный мост
  • Большеохтинский мост
  • Мост Александра Невского
  • Финляндский железнодорожный мост
  • Володарский мост
  • Большой Обуховский мост

Благовещенский мост

Благовещенский мост (ранее также Николаевский мост и мост Лейтенанта Шмидта) — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Первый постоянный мост через Неву. Ограждение, фонари и павильоны моста являются объектом культурного наследия.

Благовещенский мост

Его еще называют символически «Невской губой», за ним на расстоянии 2-3 километров начинается Финский залив. Создавался мост по проекту инженера путей сообщения С.В.Кербедза с 1843 по 1850 годы. Все металлические конструкции моста изготавливались на отечественных заводах.

***

Золото неспешных волн

Ночная река Нева. Благовещенский мост, соединяющий Второй Адмиралтейский и Васильевский остров. За мостом — Английская набережная. Санкт-Петербург

Благовещенский мост обладал выразительным архитектурным обликом, на нем были установлены сложные по рисунку перила, которые были спроектированы архитектором А.П.Брюлловым. В каждом звене решетки — символы моря: раковина, трезубец Нептуна и морские коньки. Пышные листья аканта напоминают пенистые гребни волн. Планировалось украсить устои моста аллегорическими фигурами, но из-за финансовых трудностей этот проект не был реализован. В 1854 году на быке у разводного пролета была поставлена часовня, посвященная Св.Николаю-покровителю мореплавателей (арх. А.И.Штакеншнейдер).

***

Благовещенский мост. Ажурные перила.

Взгляд на Исаакиевский собор с Благовещенского моста

Огражение моста лейтенанта Шмидта

Павильон и фонари Благовещенского моста

В 1855 году, после смерти императора Николая I мост переименовали в Николаевский, но название Благовещенский тоже продолжало употребляться. Одновременно с постройкой моста развернулись работы по благоустройству правого берега Невы. После октябрьской революции 1917 года Николаевский (Благовещенский) мост вновь переименовали в мост Лейтенанта Шмидта и до 1930-х годов он прекрасно справлялся со своими функциями, но в 1938 году его заменили на новое сооружение, в связи с изменениями условий и требований судоходства. Чугунные арки старого моста разобрали и отправили на склад. Их блоки оказались в прекрасном состоянии и было решено использовать эти конструкции вновь.

Чугунные арки Благовещенского моста применили для перекрытия пролетов нового моста через Волгу, построенного в 1953-1956 годах, мост ветеран получил вторую жизнь. В истории мостостроения это уникальный случай «переезда» металлического моста с одной реки на другую. Фонари и перила Благовещенского моста тоже обрели вторую жизнь.

Фонари перенесли в центр Марсова поля, а перила, созданные по проекту А.П.Брюллова, установили на реконструированном мосту.

Новый стальной мост Лейтенанта Шмидта был построен в 1936-1938 годах по проекту инженера Г.П.Передерия при участии архитектора К.М.Дмитриева. Со временем и новый мост стал тесен для потоков транспорта, которые пошли по нему на рубеже XX и XXI веков и в 2005-2007 была осуществлена новая реконструкция моста по проекту института «Стройпроект». После реконструкции мост получил свое прежнее историческое название-Благовещенский и фрагменты перил, созданных А.П.Брюлловым.

Таким образом, с момента открытия моста в 1850 году его длина увеличилась от 300 м. до 331 м., а ширина от 24 м. до 37м..

***

Золото, медь, серебро…

Ночная река Нева. Благовещенский мост. Вдалеке — Исаакиевский собор. Санкт-Петербург

***

Вид на сфинксов с Благовещенского моста.

Разведенный Благовещенский мост

Благовещенский мост

Дворцовый мост

Дворцовый мост — разводной мост через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров.

Дворцовый мост через Неву связал Адмиралтейскую и Университетскую набережные. В середине XIX века, после постройки первого постоянного моста через Неву (Благовещенского), сюда–к Зимнему дворцу был перемещен наплавной Исаакиевский мост, который раньше связывал Университетскую набережную с Сенатской площадью. Его реконструировали по проекту инженера И. К.Герарда и дали ему новое имя-Дворцовый, благодаря Зимнему дворцу, который находится в непосредственной близости.

В 1880-е годы возникла потребность в создании постоянной переправы, которая бы соединила Васильевский остров и Адмиралтейскую сторону. Решение о замене наплавного Дворцового моста на постоянный приняли в 1900 году. Был проведен конкурс на лучший проект. Строительство началось в 1912 году по проекту А.П.Пшеницкого. В проектировании моста так же принимали участие Л.Н. Бенуа, Р.Ф. Мельцер, М.М. Перетяткович.

Дворцовый мост оказался самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов через Неву. Из-за начавшейся в августе 1914 года Первой Мировой войны, возникли перебои с финансированием. В результате строительство Дворцового моста осуществлялось замедленными темпами. Движение по Дворцовому мосту открыли лишь в 1916 году, но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.

***

Университетская набережная.

В 1917 году Дворцовый мост переименовали в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в 1944 году. В 1939 году деревянные ограждения моста были заменены чугунными с советской символикой (проект скульптора И.В. Крестовского и архитектора Л.А. Носкова).

***

Дворцовый мост в XIX веке.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году, а в 1977 году он был реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть.

***

Дворцовый мост и панорама Адмиралтейской набережной.

В 1997 году была произведена еще одна реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова, в следующем году сняли трамвайные пути.

Общая длина Дворцового моста сегодня составляет 260,1 м., а ширина 27,8 м..Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга.

***

Золото и лазурь

Дворцовый мост ночью. Река Нева. Вид с Васильевского острова. Санкт-Петербург

***

Дворцовый мост

***

Дворцовый мост

***

Дворцовый мост. Здание Биржи. Ростральные колонны. Биржевой сквер (Стрелка Васильевского острова). Река Нева. Санкт-Петербург

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

***

Нос вражеского корабля, Декоративный элемент Ростральной колонны в Санкт-Петербурге.

***

Львы Дворцовой пристани

Самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы Вычеканенные из тонкой листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду. Львы изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. Пристань оформили фигурами львов и вазами в 1832 году, чтобы украсить спуск к Неве. Позже вазы переехали на Петровскую пристань, а Львы и сам причал из-за строительства Дворцового моста перенесли ближе в Адмиралтейству, где они сейчас и находятся.

Львы внутри полые, но в них установлены прочные стальные каркасы. Они понадобились, так как львов пришлось реставрировать из-за туристов, которые так часто фотографировались на спине одного льва, что проломили ему спину.

Причал со львами у Адмиралтейства

Причал со львами у Адмиралтейства.

Решетка (фрагмент) ограды Дворцового моста

Зимний дворец (Санкт-Петербург, Дворцовая набережная)

Троицкий мост

Троицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост) — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Троицкую площадь и Суворовскую площадь. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), один из красивейших петербургских мостов.

Троицкий мост – третий постоянный мост через Неву. Он соединил Петроградскую сторону с центральными районами города.

Еще в 1827 году на этом месте был сооружен самый длинный в Петербурге плашкоутный мост (500м.). Его назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади. После двух международных конкурсов, к исполнению был принят проект, созданный французской . Новому мосту решено было присвоить историческое название. Сооружение собирались посвятить 25-летию свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны.

Строительство Троицкого моста являлось важным политическим шагом на встречу Франции. Еще 25 сентября 1896 года во время визита в Париж Николая II был заложен мост через Сену, который назвали мостом Александра III. Церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года при участии президента французской республики Феликса Фора.

Главным инженером строительства был назначен Артур Флаше, уполномоченным в Санкт-Петербурге-Жан Ландо (он же Иван Августович Ландау). По договору обязывалась построить мост к 1901 году. Однако эти сроки она не выдержала и заплатила в городскую казну штраф в 150 000 рублей. Открытие моста приурочили к 200-летию Санкт-Петербурга. А перед этим французский президент снова побывал в столице Российской Империи. В организации строительного процесса многое было сделано инженерами и архитекторами Российской Академии Художеств (Л.Н.Бенуа, Н.А.Белелюбским, Г.И.Котовым и др.). Они же предложили установить два обелиска у моста на Суворовской площади. Это предложение было принято. Торжественное открытие моста состоялось весной 1903 года. В дни празднования юбилея Санкт-Петербурга вместе с Троицким мостом была открыта новая гранитная набережная между Петропавловской крепостью и Большой Невкой.

В 1918 году Троицкий мост переименовали в мост Равенства. В декабре 1934 года после гибели С.М. Кирова он стал называться Кировским. На верхушки обелисков вместо двуглавых орлов установили пятиконечные звёзды. В 1950-х годах с обелисков сняли оригинальные памятные доски с текстами о закладке и открытии моста, с именами его авторов и строителей. Вместо них поставили новые, на которых отобразили переименование моста в память о С.М. Кирове. В 1960-е годы мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. По проекту инженера Г.М. Степанова и архитектора Ю.М. Синицы была проведена его реконструкция. В 1965–1967 годах двукрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым. Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным. Ширину судоходного пролёта увеличили с 22 до 43 метров. В 1977 году в связи с увеличившимся транспортным потоком расширили проезжую часть.

В 1991 году мосту было возвращено историческое название-Троицкий. В 1994 году на обелиски были возвращены оригинальные доски.

***

Мост Троицкий (бывш. Кировский).

Ростральные обелиски Троицкого моста.

Проезжая часть моста.

Мемориальная доска на одной из ростральных колонн.

Разведенный Троицкий мост.

На Троицком мосту

Троицкий мост в ночное время

Литейный мост

Литейный мост — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (по оси Литейного проспекта) с Выборгской стороной (улица Академика Лебедева). Второй постоянный мост через Неву (после Благовещенского моста).

Литейный мост (1875-1879) стал второй по счету постоянной переправой через Неву. Он переброшен через Неву в том месте, где она имеет наибольшую глубину 24 метра. Свое название мост получил благодаря Литейному двору, это старейшее предприятие основанное еще Петром I. На Литейном дворе велось литье пушек для успешного ведения Северной войны. Сам Литейный двор не сохранился, но название Литейный закрепилось и за мостом и за нынешним Литейным проспектом, на который мост раскрывается на левом берегу Невы.

Литейный мост создавался по проекту инженеров А.Е.Струве и А.А.Вейса. Перила моста изготовлены по проекту архитектора К.К.Рахау. Чугунные стойки и чугунные литые секции-пример высокохудожественного литья.

В центре каждой секции перил картуш со щитом на котором изображен герб Санкт-Петербурга (два перекрещенных якоря-морской и речной, а между ними скипетр). Щиты поддерживают с двух сторон русалки, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. В просветах чугунных столбиков-морские животные.

Спустя некоторое время после открытия Литейный мост был переименован в Александровский или мост Александра II, но эти названия не прижились. Окончательно название Литейный за мостом закрепилось в 1917 году. Долгое время мост оставался единственным, который освещался электрическими фонарями, изобретением П.Н.Яблочкова, которое из-за противодействия монополии газовщиков не получило применения для освещения самого города.

В 1966-1967 годах была проведена реконструкция моста по проекту инженеров Л.А.Вильдгрубе, Н.Д.Шипова, К.П.Клочкова и архитектора Ю.И.Синицы, перила моста были сохранены.

Сегодня общая протяженность Литейного моста составляет 396 м., а ширина 34м..

***

Литейный мост Перильное ограждение моста.

Мост Петра Великого (Большеохтинский)

Мост Петра Великого (Большеохтинский)-соединяет район Большой и Малой Охты с левым берегом Невы. Его торжественная закладка произошла в честь двухсотлетия Полтавской битвы 26 июня 1909 года. Поэтому мост назвали в честь триумфатора этой битвы — императора Петра Великого.

В 1901 году Городской Думой был объявлен международный конкурс на лучший проект нового Охтинского моста. В конкурсе приняли участие инженеры из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии. Всего вместе с российскими было получено 16 проектов. Кроме того, вне конкурса было представлено ещё три работы. Одну из них, предоставленную под девизом «Свобода судоходству», конкурсная комиссия решила приобрести.

Её авторы-профессор Николаевской инженерной академии Г.Г. Кривошеин и военный инженер В.П. Апышков. В отличие от остальных работ он предлагал устройство разводного пролёта по середине русла Невы, необычным было и устройство дорожного полотна, оно было подвешено к нижней части мостовых арок.

Весной 1907 года произошел трагический случай — затонул пароход «Архангельск», который перевозил пассажиров с одного берега Невы на другой. Это событие ускорило принятие проекта, после некоторых доработок его утвердили в сентябре 1907 года.

Новым стало не только техническое устройство моста, но и его внешний облик. Мост состоит из трех пролетов, два из них перекрыты металлическими арочными фермами. По бокам средний разводной пролет фланкируют две башни, облицованные гранитом, в них находится система управления разводным механизмом. На стенах башен шесть бронзовых досок с именами тех, кто принимал участие в создании моста. Применение гранита, так же как и детали, выполненные в духе романского стиля, придает внешнему облику моста суровость. Существует легенда, что одна из миллиона заклёпок этого моста-золотая, но закрашена в один цвет со всеми остальными.

Разводное устройство моста позволяет всего за 30 секунд поднять его средние пролёты. Боковые пролёты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе-136 метров.

Мост Петра Великого был открыт 26 октября 1911 года, хотя строительные работы продолжались ещё до 1913 года. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1954 в соответствии с правилами орфографии в Большеохтинский. Благодаря высокому качеству строительства, первые ремонтные работы потребовались только в 1971 году.

В 1982-1983 годах была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. Авторы проекта-инженеры А.Д.Гутцайт, Р.Р.Шипов; архитекторы-Ю.Г.Шиндин, Н.А.Дибцев. Однако в начале 1990-х мост пришлось закрыть на капитальный ремонт, который несмотря на недостаток финансирования был завершён в 1997 году. Еще в 1990-е годы мосту вернули его историческое название, а в 2000 году на мосту Петра Великого заработала новая подсветка.

Общая длина моста 335 метров, а его ширина 23,5 метра.

Мост Александра Невского

Мост Александра Невского через Неву связывает Невский проспект с Заневским, который находится на Малой Охте. Близость Александро-Невской Лавры предопределила название этой невской переправы.

Этот мост оставался до 2004 года самым длинным в городе-его длина без береговых устоев 629 метров (905.7 метров-общая протяженность). Каждая из двух симметричных боковых его частей, выполненных из железобетона, представляет собой двойную пологую арку, перекрывающую пролеты в 123,5 и 110 метров. Средний 50 метровый пролет со стальными крыльями решен как разводной.Проект моста разрабатывала группа инженеров под руководством А.С.Евдонина и архитекторы А.В.Жук, С.Г.Майофис и Ю.И.Синица. Проектировщикам удалось добиться впечатления легкости очертаний пролетных строений.

Строительные работы начались в 1960 году. При строительстве были применены ряд новых технологий: впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор, так же в конструкции переправы были использованы ванты-натянутые в железобетонных конструкциях тросы. Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковки на 230 машин. В период строительства мост называли Старо-Невским.

Для движения мост Александра Невского открыли 5 ноября 1965 года, к годовщине Октябрьской революции. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название-мост Александра Невского. Несмотря на то, что мост строился с применением передовых технологий, его качество оказалось далёким от идеала. Гидроизоляция была выполнена из стекловаты, которая стала растворяться в битуме. Ванты, смазанные пушечным маслом, стали быстро ржаветь и уже через 2 года после начала эксплуатации 56 из них лопнуло. Реконструкция моста тогда произведена не была, а в 1987 году в Неву рухнул 17-тонный противовес разводного пролёта.

В 2000-2001 гг. проведена реконструкция моста по проекту инженера А. А. Журдина под руководством инженера В. Г. Павлова. В 2002 году был проведён косметический ремонт переправы, а в 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.

***

Заневский проспект 6, 7, Мост Александра Невского.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост — разводной мост через Неву на Финляндской соединительной железнодорожной ветке. Фактически это два почти вплотную примыкающих друг к другу моста, имеющих общее название. Верховой мост предназначен для движения поездов в восточном направлении (в сторону Ладожского вокзала), низовой — для движения в западном направлении с выходом на московское направление.

Мост, построенный в основном на средства Великого Княжества Финляндского, имел стратегическое значение, соединив Финляндскую железную дорогу с другими железными дорогами страны.

Строительство моста осуществлялось в 1910-1912 годах по проекту инженеров Н.А.Белелюбского, Г.Г.Кривошеина, И.Г.Александрова и архитектора В.П.Апышкова.

Металлический мост состоит из четырёх одинаковых пролётов длиной по 110 метров каждый, в виде арок с «ездой по низу», и двукрылого разводного пролёта в центре. На левом берегу подъезд к мосту проходит по железобетонной многопролетной эстакаде, построенной в 1911-1913 годах по проекту датской фирмы, на правом-по металлическому путепроводу.

Пешеходное движение и перемещение по мосту на велосипеде фактически закрыто, что создает дополнительные трудности для проживающих поблизости людей (до ближайшего моста, где движение пешеходов возможно-более 1.5 км .). Длина моста 538 метров (1139 метров с прилегающими эстакадами). По конструктивному и композиционному решению этот мост близок к Большеохтинскому. Конструкцию моста повторяет железнодорожный мост через Даугаву в Риге.

В 1983 году в мост врезался рефрижератор «Комсомолец Татарии» с 500 тоннами ряпушки на борту. Получив пробоину и пройдя еще несколько сотен метров, он ушел под воду посередине Невы, на полпути к мосту Александра Невского.

В 1983-1987 годах параллельно старому мосту с низовой стороны был сооружен новый мост, по проекту инженера О. Ю. Русина. Таким образом, Финляндский железнодорожный мост это фактически два моста.

В 1988 году старый мост был закрыт для движения поездов из-за серьезных коррозионных повреждений, а в 1994 году на нем были демонтированы разводной пролет и механизм разводного пролета.

В 2002-2003 годах в связи со строительством Ладожского вокзала был произведен капитальный ремонт старого моста, общей стоимостью около 900 миллионов рублей.

Володарский мост

Володарский мост соединил Народную и Ивановскую улицы. Свое название он получил в честь деятеля революции В.Володарского, убитого в 1918 году. В 1925 году на берегу Невы у Ивановской улицы ему был установлен памятник.

Строительство моста началось в 1932 году, мост стал первым, построенным в Ленинграде в советское время, и первым железобетонным мостом через Неву. Новая переправа создавалась по проекту инженера Г.П.Передерия и архитекторов А.С.Никольского и К.М.Дмитриева.

Мост был одним из первых крупных мостовых проектов советского времени, поэтому в нём реализован ряд технологических и архитектурных новшеств. Впервые были организованы двухуровневые развязки на набережных, впоследствии такие же стали появляться в Москве. При сооружении разводного пролёта была применена сварка, что стало первым опытом применения сварки в столь крупных сооружениях.

Торжественное открытие Володарского моста состоялось 6 ноября 1936 года, в дни празднования годовщины Октябрьской революции. В 1970-1971 проведена реконструкция, однако впоследствии эксплуатация моста сопровождалась авариями. 10 сентября 1985 года проходивший под мостом плавучий док задел крылья моста, блокировав разводной механизм, трубчатая арматура оказалась перенапряжённой.

Проект реконструкции моста был разработан инженером Н.Г.Тихомировым и архитектором Ю.И.Синицей и реализован в 1989-1993 гг. В это время, рядом с реконструируемым мостом ниже по течению, был сооружён и использовался временный автобусно-пешеходный мост. Разводной пролёт временного моста не поднимался, как у большинства разводных мостов, а сдвигался в направлении Народной улицы. Опоры моста были сохранены, однако железобетонные конструкции были заменены на металлические балочные.

***

Памятник В. Володарскому у моста.

Большой Обуховский мост

Большой Обуховский мост через Неву соединяет проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную. Впервые в истории города при выборе названия для моста проводилось голосование среди петербуржцев и жителей Ленинградской области.

Часто Большой Обуховский мост называют просто «Вантовый», подобная конструкция применена в Санкт-Петербурге впервые, к тому же это первый и единственный неразводной мост через Неву.

Он построен в достаточно сложном для навигации участке Невы, однако с широко расставленными по берегам Невы пилонами высотой 126 м и высоким пролетом, мост совершенно незаметен для плывущих по реке судов.

Автодорожные развязки с Октябрьской набережной и проспектом Обуховской обороны сложны. Так первая раскинулась на несколько сотен квадратных метров на ещё свободном правом берегу Невы, а вторая построена на небольшом клочке земли между жилыми домами по Рабфаковской улице и проспектом Обуховской обороны, где помимо того проходят трамвайная линия и железнодорожные пути.

Проектировщик Большого Обуховского моста-ЗАО Институт «Стройпроект», генеральный подрядчик-ОАО Мостоотряд №19. В строительстве принимали участие многие субподрядные организации. Открытие первой очереди моста состоялось в декабре 2004 года, он явился важной составляющей Петербургской кольцевой автодороги (КАД).

В октябре 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» — вторая очередь моста, и с января 2008 года на каждой из «половинок моста» было организовано одностороннее четырёхполосное движение.

Полная длина моста составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды. Сегодня это самый длинный мост в Санкт-Петербурге.

https://www.spb-guide.ru/page_485.htm

https://www.hellopiter.ru/Bridges_neva.html#

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D…D0%B7_%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%83

Эрмитажный мост

Самый первый гранитный мост был перекинут через Зимнюю канавку в 1763-1766 годах по проекту Ю. М. Фельтена: это Эрмитажный мост, полностью сохранивший свой внешний облик до наших дней. После того, как в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» появилось действие, когда Лиза бросается с Эрмитажного моста в воды Зимней канавки, у моста появилось обиходное название «Мостик Лизы».

Вид Эрмитажного моста вместе с арочной галереей поверх него со стороны Миллионной улицы считается одним из символов Санкт-Петербурга и его важной достопримечательностью, его любят фотографировать туристы.


Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 13

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская», а наземный транспорт – остановка «Дворцовая площадь» на Дворцовом проезде.

Экономическое значение

Значение данного моста для транспортной системы города огромно: с пуском в эксплуатацию второй очереди переправы значительно снизилась загрузка КАД. Была обеспечена бесперебойная связь частей города вне зависимости от времени года.

Его расчетная пропускная способность – около 150 тыс. автомобилей/сут. Однако уже сегодня зафиксированы дни, когда через Неву по мосту переправилось более 200 тысяч машин.

Зеленый мост

Самый первый чугунный мост был построен по проекту архитектора В. Гесте в 1806 году на пересечении реки Мойки и Невского проспекта. Его называют Зеленым. Почти все, кто бывал в Санкт-Петербурге, хоть раз да проходили по этому мосту. Он находится на Невском проспекте наполовину пути от Казанского собора к Дворцовой площади.

У этого моста через Мойку есть и второе историческое название «Полицейский мост», в 1768 году поблизости располагалось управление городской полиции и лишь в 1998 году ему вернулось «цветное» название. Проект моста архитектора Геста был настолько удачным, что его впоследствии применяли при возведении всех мостов через Мойку. Он стал первым в мире типовым металлическим мостом.


Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 14

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Канал Грибоедова».

Львиный мостик

Еще один фотогеничный цепной пешеходный мост на канале Грибоедова, ровесник Банковского (они оба были открыты в 1826 году).

Я лично люблю его больше. За тишину вокруг и за таких домашних львов.

Сюда доходят только неленивые туристы, и потому фотографировать здесь значительно легче.

Благовещенский мост

Самый старый мост через Неву — Николаевский, ныне Благовещенский, был возведен в 1850 году. Он был сооружен инженером С. Кербедзом. До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты. Проект моста был утвержден императором Николаем I, строительство началось в 1842 году и длилось 8 лет.

Мост расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове — на стыке набережной Лейтенанта Шмидта и Университетской. Мост имеет 8 пролетов, один из которых разводной. На мосту было установлено уникальное чугунное перильное ограждение художественного литья. Основным мотивом рисунка стали «морские коньки» (тритоны). Авторство рисунка приписывают архитектору А.П. Брюллову, но его подписи на рисунках нет.

Благовещенский мост является одним из первых цельносварных мостов в мире. Перильные ограждения, опоры освещения и опоры моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной. Мосту возвращено не только его имя, но и исторический облик 1850 года. Мост считается границей между рекой Невой и началом Финского залива – Невской губой. Его сооружение стало одной из трех грандиозных построек первой половины 19 века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.


Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 15

Этот мост считается одним из красивейших мостов, раскинувшихся над Невой, и напоминает драгоценное ожерелье, одетое на красавицу. В период навигации мост разводится в 1:25-2:45 и 3:10-5:00. От станции метро «Василеостровская» можно дойти пешком за 20 минут или от станции метро «Адмиралтейская» на автобусе 22,27 и 3 до остановки «Площадь Труда».

Тучков

Пересекает Малую Неву от Петроградской стороны, между СК «Юбилейный» и стадионом «Петровский», до 1-й линии Васильевского острова. Современный трехпролетный стальной Тучков мост на гранитно-железобетонных опорах повторяет Дворцовый по дизайну: так же имеет симметрично раскрывающийся центральный пролет и не имеет очевидного орнамента.

Тучков мост, вид с набережной

Мост Александра Невского

Самым длинным мостом является мост Александра Невского. Его протяженность равна почти километру ( 909 метров). Он был сооружен в 1960-1965 годах. Свое название мост получил от расположенных вблизи Александро-Невской лавры и площади, названной в честь великого русского полководца Александра Невского, одержавшего историческую победу над шведами на берегах Невы.

Со строительством моста были решены транспортные развязки на обоих берегах реки Невы. Переправа считается так же самым высоким мостом Санкт-Петербурга — разводной пролет поднимается над речной гладью на высоту трехэтажного дома, примерно 11,5 метра, что почти вдвое больше, чем у Дворцового моста.


Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 16

График разведения переправы не меняется уже много лет. Проезжая часть перекрывается для автомобилей в 2:20 ночи и остается закрытой до 5:10 утра. Развод напрямую зависит не только от сезона судоходства по Неве — с конца апреля по начало ноября, но и от погодных условий. Так, гидравлические конструкции запрещено приводить в жаркие дни, когда температура воздуха превышает +25 градусом в тени, а также в шторма при скорости ветра более 15 м в секунду. В пяти минутах от моста находится станция метро «Площадь Александра Невского».

Финляндский железнодорожный

Это разводной металлический железнодорожный мост, построенный еще в начале 20 века (1910-1912 г). Его длина превышает 1,1 км, включая прилегающие эстакады, из них на сам мост приходится 538м. На самом деле это также 2 практически вплотную примыкающих один к другому моста под общим названием. По мосту, расположенному выше по течению Невы, поезда идут на восток, к Ладожскому вокзалу, а по его двойнику – на запад. Состоит Финляндский мост из:

  • 2-х береговых;
  • 4-х одинаковых 100-метровых пролетов, расположенных над водой;
  • 1-го разводного пролета посередине.

Конструктивно он подобен Большеохтинскому мосту и отдаленно напоминает знаменитый сиднейский Харбор-Бридж, считающийся одним из самых длинных стальных арочных мостов мира.

Синий мост

Самый широкий мост – это «Синий» мост через Мойку. Его ширина составляет 97,3 метров. Несмотря на многочисленные реконструкции, облик моста дошел до нас практически в первозданном виде. Он был построен по типовому проекту В.Гесте в 1818 году. Синий мост – это мост — невидимка, на нем бывают все туристы, однако, немногие запоминают его как отдельную конструкцию.

Мост так органично встроен в пространство Исаакиевской площади, что почти не выделяется из него. В 1971 году на спуске моста был установлен гранитный столб с трезубцем Нептуна, на котором нанесены отметки по уровню самых крупных городских наводнений – в 1824, в 1903, в 1924, в 1955 и в 1967 годах. С Синего моста открывается удивительный вид на такие достопримечательности, как Мариинский дворец, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, здание Всероссийского института растениеводства и его библиотеки. Так же с него можно увидеть Медного всадника, гостиницу «Англетер-Астория», дом композиторов.


Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 17

Синий мост входит в большинство экскурсионных маршрутов по рекам и каналам. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская», наземным транспортом – остановка «Исаакиевская площадь».

Семимостье

Волшебное место, называемое Семимостьем, находится на набережной Крюкова канала, недалеко от Николо-Богоявленского морского собора. С этой точки есть возможность увидеть сразу семь питерских мостов — этим она и уникальна. На одной фотке вы их не соберете, такого ракурса нет, нужно активно смотреть по сторонам.

Большеохтинский мост

Самый большой пролет имеет Большой Охтинский (Большеохтинский) мост -136 метров. Закладка переправы состоялась в июне 1909 года и была открыта в октябре 1911 года. Мост был назван именем Петра Великого. Он соединяет левый берег Невы, исторический центр города и старинный район Охту, о поселениях в котором упоминается еще в летописи 1300 года.

Мост имеет три пролета, два боковых длиной по 136 метров с гигантскими металлическими арками в виде крыш. Эти пролеты были уникальными для России и Европы. Построенный мост резко отличался от Троицкого и Литейного. На гранитных башнях были установлены мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр. Автором проекта был Г.Г. Кривошеин.


Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 19

После революции мост был переименован в Большеохтинский. Он считается одним из самых красивых мире. Сразу после возведения переправы по городу пошли слухи, что одна из более, чем миллиона заклепок моста золотая. Якобы строители поставили ее на счастье и покрыли металлической пленкой. Но, как ни старались петербуржцы, так и не смогли ее найти. Легенда это или нет — проверить невозможно. В 2000 году на мосту установили художественную подсветку из более 1300 светильников, и он стал выглядеть сказочным и уже более 100 лет остается одной из достопримечательностей Северной столицы.

Время разводки 2:00-5:00. Добраться можно пешком от станции метро «Новочеркасская» за 15 минут или на любом транспорте до остановки «Новочеркасский проспект» или от станции метро «Чернышевская» на автобусах 105,22.

Экскурсии

Туристы и гости города имеют возможность увидеть разводку мостов самостоятельно и с экскурсией, их здесь сколько угодно и на любой вкус.

Для взрослых

Одна из таких романтических речных прогулок осуществляется на закрытой и открытой палубах теплохода «Москва». Длительность прогулки – 1 час 30 минут. Участники эскурсионной группы станут свидетелями разводки мостов и прослушают краткое описание каждого из них. Место отправления и прибытия – Дворцовая площадь. Стоимость – 780 рублей.

Есть обзорные комбинированные ночные экскурсии развода мостов. Начинается путешествие на туристическом автобусе, продолжается водной прогулкой и заканчивается обратной дорогой на автобусе. Продолжительность этой поездки – 6 часов, а стоимость – 1000-1400 рублей.

Каждый год на школьный выпускной, ориентировочно в конце июня, в городе проводится праздник Алые паруса. У любого желающего есть возможность оказаться частью торжества, так как автобусная обзорная экскурсия по городу включает заезд на набережную с целью посмотреть на проплывающий под мостами заветный корабль с нарядными алыми парусами и сделать отличные фото. Туристов ждёт грандиозное пиротехническое шоу и красивейшие места Петербурга. Билеты на такую экскурсию можно приобрести за 600-1500 рублей.

Днем с Адмиралтейской набережной теплоход “Astra” отправляется в полуторачасовое путешествие к Финскому заливу мимо исторической части города. На борту проголодавшиеся путники смогут заказать ланч и перекусить. Стоимость такой прогулки – 500-800 рублей.

Ужин-круиз на теплоходах “Astra” и “Корюшка” с живым музыкальным сопровождением оставит приятное впечатление. Под звуки джаза и блюза пассажиры судна увидят целых 7 мостов и огни культурного города. Места располагаются на закрытой палубе, при желании каждый имеет возможность подняться на открытую. Для полной романтики гости смогут поужинать в уютной обстановке. Стоимость – 850 рублей.

Ещё одна интересная и познавательная экскурсионная программа включает в себя речную прогулку по каналам, а затем выход в Неву. Путешественники оценят потрясающие виды и прочувствуют контраст между спокойными водами Фонтанки, Мойки и широкой и быстрой Невой. В Петербурге имеется возможность заказать индивидуальную экскурсию по воде на катере. В течение часа туристов с ветерком будут катать по самым интересным маршрутам.

На экскурсии по северным островам дельты Невы гид расскажет о возникновении города, его истории, а также раскроет тайну – почему культурную столицу называют “Северной Венецией”. Стоимость посещения 500-800 рублей.

Детские

Специально для детей предлагается посетить Детский теплоход. Это сочетание приятного с полезным: просмотр исторических памятников и достопримечателтностей, встречаемых на пути, и развлекательная программа аниматоров. По определённым дням на палубе проводятся спектакли. Стоимость – 600 рублей для всех. Также во время еще одной речной прогулки дети смогут увидеть цирковое представление и от души посмеяться прямо на борту судна.

Молодежные развлечения

Для молодежи проводится 4-часовая прогулка на теплоходе “Пурга” с дискотекой и выпивкой на борту. Танцы под зажигательную музыку и отличное настроение – обеспечены. Цена – 1500 рублей. Бронирование сидячего места оплачивается отдельно.

Экскурсии с просмотром разводных мостов станут ярким воспоминанием о Санкт-Петербурге. Ночные набережные, освещенные огнями, каналы и Нева настраивают на романтичный и спокойный лад и навсегда останутся в памяти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]