«От Пиллау до Балтийска»: история самого западного города России (фото)

Балтийск необычный город — с трех сторон он окружен водой и является самым западным городом России. Главные достопримечательности Балтийска — это в первую очередь Балтийское море, Балтийская коса, набережная и цитадель Пиллау. Здесь находится крупнейшая база ВМФ — Балтийская военно-морская база Балтийского флота, поэтому можно увидеть множество военных действующих кораблей.

Куда сходить и что посмотреть в Балтийске, описание, фото и адреса самых красивых и интересных мест.

Несколько фактов о Балтийске

  • До 1946 года Балтийск был немецким, как и вся Калининградская область, и назывался Пиллау.
  • Дата основания Пиллау — 1626 год.
  • До 1986 года город был закрытым, вход осуществлялся по пропускам.
  • Балтийск город небольшой — население составляет 33 тыс. человек.
  • Город разделен Балтийским проливом, соединяющим Калининградский залив с Гданьским заливом и акваторией Балтийского моря.
  • Ежегодно в городе проходит парад кораблей Балтийского флота.
  • От Калининграда до Балтийска около 43 км.

Балтийск

Балти́йск (до 1946 года — Пилла́у, нем. Pillau) — город в Калининградской области России. Административный центр Балтийского городского округа.

Расположен на северной части Балтийской косы — Пиллауском полуострове, занимает северное побережье Балтийской косы и южное побережье Пиллауского полуострова, разделён на две части Балтийским проливом, который соединяет Калининградский и Гданьский заливы Балтийского моря. Балтийск — самый западный город России. Балтийск крупный морской порт, паромный терминал, железнодорожный вокзал. В Балтийске расположена Балтийская военно-морская база Балтийского флота — крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море. Ежегодно проводится парад кораблей Балтийского флота, приуроченный ко Дню военно-морского флота, многие считают город Балтийск военным, но это не верное суждение, так как ещё в сороковых годах прошлого века управление города из рук военных перешло в управление гражданской администрации и город перестал быть военным, но был закрытым (пограничной зоной) для посещения для всех, кроме жителей Балтийска. Въезд разрешался по приглашению, подтвержденному военной комендатурой. В конце 90-х город открыли для россиян. В начале 2000-х упразднили заставу (КПП на въезде в город).

География

Город Балтийск — самый западный город России (и Калининградской области), расположенный на 50 километров западнее Калининграда. Бо́льшая его часть находится на берегу Приморской бухты, Калининградского и Гданьского залива на Земландском полуострове. От Балтийского моря Балтийск отделяет Гданьский залив, Балтийск отгорожен от Балтийской косы узким проливом. Город занимает около пяти километров прибрежной территории. Общая площадь Балтийска — около 50 км². Длина пляжей — около 42 км. В прошлом территория была покрыта густыми хвойными лесами.

В территорию Балтийского городского округа входит участок Балтийской косы, которая отделяет Калининградский залив от Балтийского моря. Общая протяжённость российского участка косы — около 25 километров, ширина составляет 300—1800 метров. Площадь российской части Балтийской косы — 25,5 квадратных километров, а ширина пляжей — 30—40 метров. В советское время эта местность была практически полностью закрытой для гражданских лиц, ввиду этого сохранилась почти нетронутой уникальная природа Балтийской косы.

История

Ранняя история

За время своего существования город несколько раз переходил под контроль различных государств. История Балтийска берёт своё начало в XIII веке — первые упоминания о поселениях рыбаков (деревня Вограм, располагавшаяся на территории между нынешним Балтийском и посёлком Мечниково) в районе современного города относятся к 1258 году. К 1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «пилис (pilis)» — крепость). Теперь это поселение известно под названием «Старый Пиллау». Старый Пиллау делился на две части: Большой Пиллау и, ближе к морю, Малый Пиллау.

К быстрому развитию крепости привёл сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате этого шторма образовался пролив Фриш Гафф, который и по сей день отделяет Балтийскую косу от материка. Пролив стал судоходным, и Пиллау начал расти, став крупным транспортным узлом. Тогда и появилось разделение на Старый Пиллау и Новый Пиллау.

В XVI веке развивалась инфраструктура города: в 1537 году был построен блокгауз, в 1543 — склады для лоцманского оборудования, в 1550 году — военные земляные укрепления.

В XVII веке, в результате Польско-шведской войны 1626—1629 годов, поселение было оккупировано шведской армией. 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с моря и вошёл в город. Пиллау был захвачен за три часа. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска — звездообразную пятиугольную крепость (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней. В 1635 году, после заключения перемирия Швеции с Речью Посполитой и Пруссией, эта крепость (тогда ещё недостроенная) была выкуплена жителями города за 10 тысяч талеров, а через год в Пиллау вошли бранденбургские войска.

Относительно долгий мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году Оливского мира. К тому времени новый Великий курфюрст Фридрих Вильгельм, понимавший стратегическую важность местоположения Пиллау, начал прикладывать усилия по развитию города. Здесь были построены каменная кирха, мельница и маяк. Кроме того, жителям города было разрешено торговать с владельцами корабельных грузов. В 1660 году население Нового Пиллау насчитывало 300 жителей.

В 1697 году в Пиллау в рамках Великого посольства побывал царь России Пётр I со свитой, насчитывавшей 4000 человек. Пётр I был здесь ещё дважды — в 1711 и 1716 годах.

Город Пиллау

18 января 1725 года произошло знаковое в жизни Пиллау событие — король подписал указ о придании поселению статуса города, вместе со всеми полагающимися юридическими и административными правами. Был введён герб — осётр с короной. Герб сохранился за городом до сих пор. Через 20 лет, 26 мая 1745 года, было открыто здание городской ратуши, разрушенное в конце Второй мировой войны.

Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята русскими войсками Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба (ныне известная под названием Русская набережная) и православная церковь.

В начале XIX века Пруссия находилась в состоянии войны с Францией. 1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. 2 июля того же года был заключён Тильзитский мир. Известны слова второго коменданта крепости фон Штерка: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}

Для наших дней и для потомков вечно будет голос защитников Пиллау голосом высшей воинской славы.

.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}

В 1812 году французские войска опять заняли Пиллау при отступлении из России. Однако уже 8 февраля 1813 года они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.

В 1816 году в Пиллау был построен новый маяк высотой 31,38 метра, а в 1871 году была проведена полная перестройка крепости.

15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсберский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг, минуя причалы Пиллау. Это оказало сильное влияние на жизнь горожан, постепенно городское хозяйство начало приходить в упадок. 1 апреля 1903 года в состав Пиллау вошли ранее отдельные административные единицы Старый Пиллау и деревня Вограм. 10 ноября 1918 года в городе произошла революция, город перешёл под управление совета рабочих и солдат, который просуществовал полгода.

В конце Великой Отечественной войны в городе шли ожесточённые бои. В штурме Пиллау участвовала 11-я гвардейская армия генерал-полковника Галицкого и 2-я отдельная гвардейская танковая бригада прорыва. 25 апреля 1945 года город пал. 27 ноября 1946 года Пиллау получил название Балтийск.

Послевоенная история

До конца 1940-х годов в Балтийске восстанавливалась инфраструктура, органы власти. Появился Летний театр (сгорел в 1993 году). К началу 1950-х годов в городе уже функционировало пять школ (из них три начальных).

В 1952 году в городе была создана крупнейшая на Балтийском море база военно-морского флота. Это сыграло решающую роль в развитии Балтийска. Он стал закрытым городом. 15 августа 1994 года было подписано постановление о создании Балтийского городского округа, в который, помимо Балтийска, вошёл город Приморск и несколько небольших населённых пунктов: Дивное, Лунино, Цветное, Береговое, а также Балтийская коса.

После распада СССР были предприняты шаги к восстановлению гражданской власти в городе. В 2004 году часть Балтийской военно-морской базы была отдана Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания.

25 июня 2008 года решением Калининградской областной Думы Балтийский городской округ был упразднён, вместо него был создан Балтийский муниципальный район, в состав которого вошли городские поселения Балтийск и Приморск, а также сельское поселение Дивное.

С 1 января 2021 года объединились в городской округ территории муниципального образования городское поселение «Город Балтийск», муниципального образования «Приморское городское поселение», муниципального образования «Сельское поселение Дивное» без изменения границ территории муниципального образования «Балтийский муниципальный район». Балтийский муниципальный район Калининградской области был наделен статусом городского округа.

Немного истории

Первые упоминания о населенном пункте под названием Пиллау относятся к 14 веку. Название происходит от прусского слова «пилис» — крепость.


Порт Пиллау

С XVI по XX век город поочередно находился в руках Швеции, Речи Посполитой и Пруссии. Город постоянно развивался благодаря своему географическому положению. Он был промежуточным портом на пути из Кенигсберга в Атлантический океан. Будучи хорошо укрепленной крепостью, Пиллау служил надежной защитой для проходящих судов.

Во время Великой Отечественной войны в Пиллау шли ожесточенные бои. Именно отсюда морем в панике эвакуировалось гражданское население всей Восточной Пруссии с 13 января по 25 апреля 1945 года — операция «Ганнибал».

Советская армия столкнулась в Пиллау с яростным сопротивлением немцев, это был последний опорный пункт Восточной Пруссии. 25 апреля 1945 года под натиском наступающей Красной армии город пал. После войны территория Пиллау перешла к СССР.

Историческая справка

Впервые населенный пункт Пиллау упоминается в XIV веке. Такое название имеет прусские корни, означает крепость в переводе слова «пилис». Начиная с XVI века город многократно переходил под власть Речи Посполитой, Швеции, Пруссии. Из-за географических особенностей происходило его постоянное и активное развитие.

Дело в том, что старое Пиллау представляло собой промежуточный порт по дороге от Кенигсберга к Атлантике. Он выступал защитной, иногда оборонительной крепостью, защищая от недоброжелателей проходящие корабли.

С наступлением Великой Отечественной войны Балтийск пережил трудные времена, когда велись ожесточенные схватки между войсками. С его территории по морю осуществлялась эвакуация гражданского прусского населения. Эта операция под названием «Ганнибал» проходила в начале 1945 года.

Подойдя к Пиллау, советская армия столкнулась с яростным сопротивлением враждующих войск, что неудивительно, ведь город был для Пруссии последним из возможных опорных пунктов. Падение обороны населенного пункта от действий Красной армии произошло 25 апреля. С наступлением мирного времени обозначенная территория перешла под власть СССР.

Достопримечательности Балтийска


Вид на балтийскую набережную с Западного форта

Главные достопримечательности Балтийска — это крепость Пиллау и набережная. Именно на пешеходной набережной, которая называется Морской бульвар, можно увидеть Балтийскую косу, отделенную от города проливом. А также посмотреть маяк и памятники Петру I, жене моряка и российской императрице Елизавете. Крайняя точка набережной — Северный мол, другая точка — пирс и паромная станция на Балтийскую косу.

Здесь же, рядом с крепостью Пиллау, находится Спортивно-оздоровительный комплекс ЦСКА (бывший «Прибой»), в котором есть аквапарк, боулинг, бильярд, кафе и смотровая площадка на крыше с панорамным видом на море. Спорткомплекс был построен в 2008 году.

А вот и сама любительская фотовыставка:

Другие фотографии можно посмотреть в аккаунте Инстаграм:

View this post on Instagram

Прсле дождя

A post shared by inemonemo (@inemonemo) on May 31, 2021 at 7:31am PDT

Цитадель Пиллау


Цитадель Пиллау

Стоимость входного билета: 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 50 руб., дошкольники — бесплатно. Стоимость экскурсии (1 час): 200 руб., входной билет обязателен, дошкольники — бесплатно. Билеты приобретаются в музее Балтийского флота.

Главной достопримечательностью Балтийска является цитадель Пиллау. Она построена в форме пятиугольника, каждая сторона которого равна 80 метрам. На карте отчетливо видна форма крепости в виде пятиугольной звезды. Каждый угол звезды — бастион с собственным названием: Кёниг (Король), Кёнигин (Королева), Кронпринц (Наследный принц), Альбрехт и Пруссия.

Цитадель окружена рвом с водой и находится на берегу пролива, разделяющего Балтийск и Балтийскую косу.

Крепость начали строить в 1626 году по приказу шведского короля Густава II Адольфа во время Польско-шведской войны. В 1697 году в крепости обучался бомбардирскому, артиллерийскому и фортификационному искусству Петр I.

Крепость Пиллау использовалась немцами в качестве хранилища артиллерийских боеприпасов. После 1945 года крепость принадлежала Министерству обороны РФ. В 1994 году крепость Пиллау отнесли к памятнику истории и культуры, в 1999 году часть крепости отдали Музею Балтийского флота — филиалу Центрального Военно-Морского музея, расположенного в Санкт-Петербурге. В 2021 году военные полностью передали цитадель музею.

Цитадель Пиллау — это еще один предполагаемый вариант, где может находиться утраченная знаменитая Янтарная комната, похищенная немцами из Пушкина в 1941 году, и другие ценности, вывезенные из СССР.

«От Пиллау до Балтийска»: история самого западного города России (фото)

Балтийск прочно ассоциируется у калининградцев с военной базой, чудесными широкими пляжами и длинным молом. Недавно открытый для «посторонних» глаз приморский город привыкает к своей привлекательности и не стесняется рассказывать тысячи историй своего существования.

Так получилось, что за Пиллау (именно так назывался Балтийск до 1945 года), боролись многие короли и даже природа. Море всячески способствовало появлению и развитию города. К сожалению, как и во многих городах Калининградской области, от прежней архитектуры в основном остались лишь рассказы. Но узкие мощёные улочки, памятники и набережные помнят всех, кто когда-то пытался стать хозяином этого города.

Гуляя по Балтийску под рассказы гида, то и дело хотелось закрыть глаза и представить Пиллау во все времена — начиная от появления в нём первых авантюристов в погоне за янтарём и заканчивая строительством Северного мола, который по сей день принимает гостей для длительных прогулок на закате. Однако обо всём по порядку.

Русалки, осётр и шторм

Известно, что Балтийск сформировался из пяти самостоятельных деревень. Первые упоминания о поселении в этом районе относятся к XIII веку. Называлась эта деревня Вограм и занимала территорию в 17 гектаров. Населяли её рыцари и переселенцы из Европы, которым приглянулось богатое рыбой море и леса, полные добычи. Впрочем, многих влекло и желание разбогатеть — песок у моря был «размешан» дорогостоящим янтарём.

Как уже говорилось, борьбу за эту территорию предпринимали не только люди, но и стихия. Ненормальные в нашем понимании природные явления случались на этой местности довольно часто. Среди них и Северное сияние, и падение метеорита, и снег в июне. Что касается ветра, то он сыграл решающую роль в жизни этих мест. Так, первый разрушительный шторм обрушился на Вограм в 1690 году, и выжившие люди были вынуждены перебираться в другие поселения.

Что касается деревни с названием, похожим на Пиллау (Пилль, Пиле), то она появилась на 166 лет позже возникновения деревни Вограм. В переводе с прусского это означало «гора», «замок», «крепость». Но существует древняя прусская легенда, что имя городу дала русалка Пилла, которая выходила на берег, чтобы посушить волосы. Верить этому или нет — решать читателю, но, на мой взгляд, такое начало истории для чудесного приморского города звучит вполне натурально.

Все жители этого селения были так или иначе заняты в отлове и обработке осетра. Важнейшим зданием деревни являлась Осетровая изба на холме — на её месте сейчас стоит православный храм. Стоит отметить, что именно этой рыбе Балтийск обязан своим становлением. Вокруг этой избы и появилось первое поселение, а само здание представляло собой что-то вроде казны — помимо рыбы сюда несли собранный янтарь. Тогда в год вылавливали до тысячи осетров, а его переработка была государственной монополией. Мастера осетрового дела и даже их помощники являлись самыми влиятельными жителями города. Впрочем, значимость этой рыбы не прошла мимо — её изображение позже стало красоваться на гербе Пиллау, а сейчас — на гербе Балтийска. Для многих, скорее всего, станет сюрпризом, что в нашем море когда-то водилась такая редкая рыба. Дело в том, что осётр любит чистую воду, и когда корабли перешли на мазутное топливо, он практически исчез из Балтийского моря.

Неизвестно, как сложилась бы судьба этой территории, если бы в 1510 году с моря не пришёл жесточайший шторм, во время которого образовался пролив, отделивший нынешнюю Балтийскую косу от суши. Отголоски этого шторма почувствовали и жители Кёнигсберга, многие из которых не смогли уснуть из-за бушевавшей Преголи. Позже жители Пиллау стали называть пролив «данным Богом», потому что с его возникновением резко к лучшему изменилась и жизнь уже нового поселения.

Новый Пиллау, шведы и первые камни крепости

После шторма жители Пиллау вышли из укрытий и обнаружили, что их город приобрёл иные очертания: часть суши отделилась, и образовался пролив. После этого дня жизнь уже не была прежней — люди обосновались на нынешней косе, а пролив стал судоходным, привнеся колоссальное развитие в экономику и историю города. Именно с этого момента Пиллау разделился на Старый и Новый.

Пролив под названием Фриш-Гаф обеспечил грандиозные перемены, доходы и развитие города. За десять лет в Пиллау появились жаровни с углём для освещения, примитивные фонари, пивная и пекарня. Город стал укрепляться и в военном плане — появился блокгауз, который позже был передан таможне и земляные укрепления, рвы. Таможенные сборы, которые вносили проплывающие суда, и благополучная торговля осётром приносили немалые доходы и обеспечивали жизнь поселения.

За век Пиллау стал лакомым кусочком для завоевателей, и во время прусско-шведской войны в 1623 году король Швеции Густав II Адольф высадился в мирном городе. Через три часа его войска полностью оккупировали Пиллау, а король заявил, что «эта плохая песчаная площадка нужна ему временно». Вскоре он поручил своим подчинённым построить крепость и отправился в поход. Для её возведения было собрано четыре тысячи человек — однако через год огромное количество жизней унесла чума. Строительство известной для нас Шведской крепости продолжилось лишь в год смерти короля, в 1632 году. Голландский инженер Матнал Венту приступил к возведению пятиконечного здания, которое через три года в честь примирения было продано Пруссии. История и архитектурные особенности этой крепости очень занимательны, и мы обязательно вернёмся к ним в следующий раз.

Фридрих Вильгельм Великий, статус города и первые русские следы

Через год после заключения мирного соглашения между пруссами и шведами в Пиллау вошли Бранденбургские войска. Их жизнь на этой территории была несладкой — всё зависело от количества денег, полученных от продажи янтаря и таможенных сборов. Зимой мореходство почти прекращалось, и жизнь становилась практически невыносимой. Однако это не убило боевой дух солдат, и они продолжали строительство крепости.

В 1657 году вновь вспыхнула польско-шведская война, и Пиллау снова угрожала опасность. Для защиты была собрана флотилия в три корабля, которая стала основой будущего прусского флота. Командовал кораблями губернатор Пиллау — полковник Пьер де ля Каве. Спустя три года Польша и Швеция вновь заключили мирный договор, что вернуло в город спокойные времена.

В это время к власти в Пиллау пришёл Фридрих Вильгельм Великий, который стал одной из ключевых фигур в истории города. За время его правления жители получили право торговли с владельцами корабельных грузов, была построена мельница и небольшой деревянный маяк. Недалеко от маяка появилась первая гостиница и первый бастион для защиты от шторма. К 1660 году в Пиллау проживало около 300 человек.

В 1697 году — за три года до того, как была завершена пятиконечная крепость, в рамках Великого посольства в Пиллау прибыл Пётр I. Его свита насчитывала четыре тысячи человек. Для того, чтобы лучше узнать архитектуру и укрепить связи, российский царь был в Пиллау ещё дважды — в 1711 и 1716 годах. Русский правитель пользовался большим уважением среди пруссов. Король Фридрих Вильгельм I даже преподнёс ему в подарок Янтарный кабинет в 55 квадратных метров и Янтарную комнату. Легенды об этой комнате хорошо известны калининградцам, ведь следующим пристанищем для сокровищ после Санкт-Петербурга стал Кёнигсберг. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты неизвестна — сколько бы её ни искали. В ответ на щедрый подарок Пётр «преподнёс» пруссу 55 русских великанов для королевской гвардии. Ко дню 300-летия Балтийского флота в городе был установлен памятник последнему российскому царю.

Всё это время стремительно развивающееся и привлекательное для иностранцев поселение не имело статуса города. Его Пиллау приобрёл только в 1725 году. Тогда был введён и известный балтийцам герб с изображением осётра в золотой короне.

Следующий русский след в Пиллау был оставлен во время Семилетней войны, в 1758 году, когда армия Елизаветы I заняла прусские территории. Когда войска российской императрицы сошли на берег Пиллау, многие горожане сбежали в Кёнигсберг. Однако те, кто остался, не подвергались лишениям и пыткам. Напротив — всё население было объявлено свободным в вере, торговле и печати. Студенты продолжали учёбу, а преподаватели пользовались особым почтением русских. Даже занятые в строительстве прусские крестьяне отпускались домой на сбор урожая, который шёл на их обеспечение. В свою очередь, русские войска питались хлебом, привезённым с родных полей.

Рано или поздно патриотические чувства пруссам всё-таки пришлось усмирить — 24 января, в день рождения короля Фридриха Великого, все они дали присягу на верность России. Однако это была своего рода привилегия, ведь в России присягать имели право только дворяне. Своё колено перед Елизаветой преклонил и великий философ Иммануил Кант.

Такое положение дел, по понятным причинам, не устроило прусского короля, и он с первого дня вторжения на свои земли стал вынашивать план возмездия. Одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграл почмейстер Пиллау Людвиг Вагнер, который передавал королю информацию и деньги. Несколько лет пруссы разрабатывали схему освобождения Пиллау от «узурпаторов», однако их планы не увенчались успехом. Заговор был раскрыт, а его участники, Вагнер и другие помощники короля, были сосланы в Сибирь.

За время правления Елизаветы в Пруссии в Пиллау была построена «Русская дамба», сегодня более известная как Русская набережная, и православная церковь. Российские средства вкладывались в развитие города, а армия императрицы работала над облагораживанием своих земель и с уважением относилась к местному населению.

Французы, маяк, Северный мол и упадок Пиллау

Во время франко-прусской войны в начале 19 века французы впервые вошли в Пиллау. Тогда армии не удалось взять крепость, а через месяц государства уже заключили Тильзитский мир. Вторая попытка обосноваться в приморском городе пришлась на 1812 год. Занявшие город французы оставались в нём недолго — в это же году они отступили под натиском русских солдат.

Вскоре после этих событий, в 1816 году, в Пиллау был построен новый маяк, который до сегодняшнего дня является одним из символов города. Его высота составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен — разные источники предполагают разные версии. Огонь, указывающий путь морякам, виден на 16 морских миль (около 30 километров).

В 19 веке в Пиллау появилась ещё одна достопримечательность, которая и сегодня является визитной карточкой Балтийска. Самая западная точка России — Северный мол — строился более сорока лет, с 1840 по 1883 год. Предпринять такой дорогой «проект» было необходимо для обуздания морских потоков и предотвращения обмеления пролива. Мол действительно выполнил свою функцию — глубина пролива увеличилась с трёх до девяти метров, а Пиллау не утратил привилегий таможни.

В сороковых годах 19 века Пиллау начал испытывать экономические трудности. Торговля шла хуже, и всё больше людей оставались без работы. Однако работа по развитию города шла непрерывно — в 1865 года Пиллау и Кёнигсберг связала железная дорога, что в разы облегчило доставку товаров. Весь 19 век и до 1945 года в городе проводилось плановое озеленение — высаживались деревья, строились широкие прогулочные дороги.

В 1817 году в Пиллау открылась первая типография, благодаря которой удалось сохранить сведения о судах, заходивших в городской порт. Позже, в 1848 году в будущем Балтийске появилась первая местная газета «Огни Пиллау». Постоянный труд жителей Пиллау и их крепкий дух позволили вывести город из кризиса — во второй половине 19 века он стал самым доходным в Восточной Пруссии. Для отдыха и для того, чтобы «подлечить нервы», в этот город приезжали «сливки» творческой элиты. В 1869 году здесь были впервые организованы соревнования кёнигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года ежегодно проводятся летом. С началом перестройки эта традиция возобновилась, и регата, как правило, проводится в День военно-морского флота.

Несмотря на успех горожан, прогресс сделал своё коварное дело — в 1901 году был открыт Кёнигсбергский канал, который позволял судам заходить в город, минуя Пиллау. Это событие постепенно стало приводить жизнь горожан в упадок.

С тех пор в городе начались попытки вывести его «на другой уровень». Власти намеревались «перепрофилировать» Пиллау в туристический объект, а для этого ему были необходимы изменения. Кроме того, в это время началось развитие промышленности. «В 1914 году началась первая мировая война. Русский флот заминировал побережье моря. По словам О. Шлихта, мины были очень хорошего качества, но плохо установлены. Настоящая паника была, когда их начало выбрасывать на побережье. Подрывались не только корабли и рыбачьи лодки в море, но и люди на побережье. Специалисты ходили по берегу и обезвреживали мины. Когда русские войска почти приблизились к Кёнигсбергу, многие бежали из города. Огромное впечатление на жителей произвело зрелище, когда конвой из кораблей шёл в сопровождении дирижабля», — пишет в своей книге «Тайны Пиллау» Лидия Довыденко.

Для жителей города наступили тяжёлые времена: еда по карточкам, основной продукт питания — брюква. Люди были обязаны отдавать металл, а ценности государство скупало. После окончания войны Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля. Через морские ворота города прошли сотни судов с желающими приехать в Пруссию или уехать из неё. В 1921 году Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота, что, однако, не мешало дальнейшему развитию инфраструктуры города. Так, в 1927 году в городе появился водопровод, а первая водонапорная башня сохранилась и по сей день. А построенные в том же году очистные сооружение остались практически нетронутыми и используются балтийцами сегодня. Кроме того, в тридцатые годы в Пиллау начали масштабно строить отели, пансионаты и маленькие кафе, а в 1934 году было начато строительство аэродрома. Туристы продолжали прибывать в город, было налажено транспортное сообщение с Кёнигсбергом и по городу.

Вторая Мировая война прервала все начинания и строительства и город вновь погрузился в нищету. Из воспоминаний Эрвина Фридриха Кафке, который работал в администрации Пиллау.

«Осётр над ратушей сверкал короной радостно, гостеприимно. Он видел бесконечную нищету, смерть и нужду, когда 18 января 1945 года поток восточно-прусских беженцев влился в город и торопился в порт».

Несмотря на вход советских войск в город, около 250 коренных жителей предпочли остаться в Пиллау. Однако в 1948 году они были принудительно депортированы. 27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск.

Воспоминания жителя Пиллау

Выходцы из Пиллау сейчас в основном проживают в немецком городке Эккенферде. Ежегодно они собираются у памятника Великому Кюрфюрсту, построенному в 1913 году в их родном Пиллау. Он случайно уцелел во время войны и был найден в Гамбурге, откуда его и доставили на новое место жительства этих людей.

Некоторые из них смогли побывать на родине и рассказать нынешним балтийцам, каково это было — жить в чудесном приморском городе. Лидия Довыденко любезно предоставила журналистам Калининград.Ru рассказ одного из них.

Из воспоминаний Иоахима Рюге, который проживает вместе с женой Верой недалеко от Дрездена:

«Мы любили собираться у большой кафельной печи, особенно в осенне-зимнее время и когда из-за шторма выключали электричество. Отец часто отсутствовал дома, потому что работал лоцманом и провожал заходившие корабли по морскому каналу в Кёнигсберг или в Эльбинг (Эльблонг). А мама всегда была с нами. Мы очень любили сумерничать, экономя электричество, сидя около нашей печи. Мы пели песни, например, «Знаешь ли ты, сколько звёздочек на небе», ели яблочный пирог, или мама рассказывала о своем детстве. Её родительский дом был таким крошечным, что в нем едва помещался стол со стульями вокруг него. Но это не мешало ему быть милым и уютным».

«4 апреля 1937 года я был записан в первый класс. По старой традиции я получил подарок. Была такая картонная упаковка в виде длинного конуса длиной около 80 сантиметров, которая наполнялась сладостями и мелкими предметами, необходимыми в школе. Народная школа, в которую я ходил, находилась на современной улице Головко, это здание не сохранилось. На занятия физкультурой шли мы через школьный двор в спортивный зал, который принадлежал средней школе для мальчиков (сейчас это здание матросского клуба), в которой я стал учиться после Пасхи 1941 года. Мой путь в школу был очень коротким, в отличие от моего старшего брата и сестры, которые учились в Пиллау-2 (сегодня это лицей №1). Английский был первым иностранным языком, а с 3 класса я начал учить латинский».

«Сегодня центром Балтийска является Пиллау-2, а в моё время основная жизнь города была сосредоточена в Пиллау-1. Кажется, это небольшое пространство — а здесь была 21 улица и две площади. Дома по большей части были одноэтажными. Центральная площадь (сегодня конечная остановка микроавтобусов на Кронштадтской) имела треугольную форму. На ней стояла ратуша с башенкой, на шпиле которой вертелся металлический осётр и показывал направление ветра. Тут же располагалась аптека, кафе-мороженое, кайзеровский кафе-магазин, многочисленные торговые лавочки и всеми нами любимое кино. В центре площади был фонтан. Важнейшими постройками были маяк и лоцманская башня, памятник великому курфюрсту (на месте памятника Петру I), великолепное здание почты (не сохранилось), «Золотой якорь», здание суда (музей БФ), реформистская церковь (сегодня православная), старая крепость и казармы (здание штаба базы). Среди кафе и столовых любимым местом у горожан было кафе Ильске-Фалле (не сохранилось). Оно было оформлено в морском стиле, на стенах висели картины, связанные с темой моря и морской жизнью».

«За очистной установкой между крепостью и каналом был луг, и там находилась так называемая белильня. Здесь хозяйки сушили на солнце белое постельное бельё, белые полотенца и скатерти. Зимой же в этом месте один житель Пиллау (имя не помню) заливал здесь каток, и мы катались там, сколько хотели, за 10 пфеннигов. Каток был очень популярен».

«Во время войны в Пиллау стоял знаменитый лайнер «Роберт Лей» как раз напротив памятника курфюрсту. Его каюты стали квартирами для многих матросов-подводников. Мы, дети лоцманов, полностью излазили и изучили этот корабль, учили азбуку Морзе, одевали противогазы. Однажды я обрызгался кислотой, на месте этих брызг появились дырки. Это была катастрофа, и мама долго нашивала множество заплаток, так как другого костюма у меня не было. С августа 1944 года начались бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией. Мы с братом залезли на чердак и из окна увидели кроваво-красное небо на востоке. Это горел Кёнигсберг».

Калининград.Ru благодарит за помощь в подготовке материала Лидию Довыденко, учёного и журналиста, которая уже трижды переиздавала свою книгу «Тайны Пиллау». Также редакция выражает благодарность Фёдору Мунтяну за экскурсию и старые фотографии города.

Интересные факты о городе

В 1585 году жители Пиллау наблюдали Северное сияние.

В 1642 году в Пиллау был издан указ, предусматривавший большие штрафы женщинам, которые были замечены в ссорах и сплетнях.

Знаменитый композитор Рихард Вагнер бежал от кредиторов в Лондон через Пиллау.

В 1769 году на территорию Пиллау упал метеорит.

Первый поезд с пассажирами из Кёнигсберга дошел до Пиллау за 78 минут.

В июне 1871 года в Пиллау выпал снег.

Текст — Елизавета Шафер, фото — Кирилл Новиков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Калининград.Ru

Музей Балтийского флота

Сайт: navalmuseum.ru. Адрес: ул. Кронштадтская, 1. Часы работы: с 10.00 до 18.00 — среда-воскресенье. Стоимость билета: 200 рублей, школьникам, студентам, пенсионерам — 100 руб., дошкольникам бесплатно.

Музей Балтийского флота открыт в 1959 году. С тех пор он неоднократно менял дислокацию. Сегодня он находится в здании, где до войны располагался суд города Пиллау. Здание интересно своей архитектурой: псевдоготический стиль, дата постройки — 1903 год.

Но главное достояние музея это его экспозиции. Здесь представлены макеты кораблей, вооружение, боеприпасы, документы, награды моряков времен Первой и Второй Мировых войн, портреты героев-балтийцев. Музей хранит историю Балтийского флота, в том числе развитие морской авиации, подводного флота, а также историю города Пиллау-Балтийска.

Экономика и население Балтийска

Жизнь современного Балтийска тесно связана с военной базой и морским портом. Большая часть жителей города, так или иначе, вовлечена в обслуживание именно этих двух объектов.

В Балтийске по состоянию на 2021 год проживает чуть более 33 тысяч человек. Средний возраст его жителей – 36 лет. Несмотря на низкую рождаемость, население города растет за счет притока мигрантов из стран СНГ. По сравнению с другими населенными пунктами Калининградской области Балтийск – достаточно «продвинутый» город. Об этом красноречиво свидетельствует один факт. В 2009 году жители одного из многоэтажных домов, в котором долгие годы не работал лифт, довели это дело аж до Страсбургского суда!

Ключевые отрасли местной экономики – судоремонтная и пищевая промышленность. В последние десять лет активно развивается туризм. Крупнейшее промышленное предприятие Балтийска – судоремонтный завод № 33, который обслуживает как военные, так и гражданские суда (в том числе, и иностранные). В городе также работает нефтеперевалочная компания.

Морской порт играл важнейшую роль в развитии города еще с момента его основания в XVI веке. Особенно бурно он развивался в XIX веке. Сегодня активно ведутся работы по его модернизации. Ежегодно через морской порт Балтийска проходит не менее одного миллиона тонн различных грузов.

Кафедральный морской собор

Адрес: ул. Адмирала Кузнецова, 3

Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор находится в здании кирхи рядом с музеем Балтийского флота. Кирха была построена в 1866 году в неоготическом стиле из красного обожженного кирпича. В советское время здесь размещался матросский клуб, потом военные склады.

В мае 1991 года здание перешло РПЦ, теперь в бывшей кирхе действующий православный храм, что для Калининградской области является обычным делом.

Посещение цитадели

Балтийск гордится этой архитектурной памяткой. Она отличается прямоугольной формой, каждый ее край достигает 80 м. Если рассматривать карту, на ней четко прослеживается крепость, выполненная в виде пятиконечной звезды. Каждый из краев выполнен в виде бастионов, которые называются:

  • Пруссия;
  • Король, или Кениг;
  • Альбрехт;
  • Кронпринц, что переводится как наследный принц;
  • Королева, или Кенигин.

Вокруг крепости, которая расположена на побережье пролива, создан ров, заполненный водой. Строительство пришлось на 1626 год, на что отдал приказ король Густав II Адольф. Из истории известно, что Петр I в этой цитадели в 1697 году осваивал фортификационное и бомбардирское мастерство.

Для немцев крепость педставляла просторное хранилище под боеприпасы и сопутствующий инвентарь. Но когда строение перешло под управление Минобороны РФ, оно стало именоваться памятником культуры. Чуть позже часть цитадели была отведена Музею Балтийского флота. Совсем недавно, в 2021 году, крепость полностью отошла от военного управления к музейному.

Некоторые источники указывают на то, что цитадель Пиллау может выступать местом, где спрятана таинственная Янтарная комната, исчезнувшая в 1941 году из Пушкина не без вмешательства немцев. Вместе с ней могут содержаться и другие ценности, относящиеся к эпохе СССР.

Памятник императрице Елизавете

В 2004 году в Балтийске был установлен памятник российской императрице Елизавете Петровне, скульптор — Георгий Франгулян. В честь событий Семилетней войны, когда Восточная Пруссия стала российской (1758-1762), а все ее население присягнуло на верность Елизавете Петровне.

Вес бронзового монумента 12 тонн, высота 14 метров. Императрица сидит на коне в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Памятник установлен на мощном постаменте на набережной.

Интернациональные захоронения

На этой территории покоятся погибшие первых месяцев 1945 года. Именно в этот период Восточная Пруссия переживала ожесточенные бои. За кладбищем следит Народный союз Германии, могилам обеспечивается надлежащий уход, что определено германско-российским Соглашением 1992 года. Интернациональное захоронение на территории Балтийска появилось в 1996 году, строительные работы завершены в 2000 году.

На кладбище покоятся офицеры и солдаты немецкой армии, а также мирное население. Среди них и беженцы (204 человека) с судна «Вильгельм Густлофф», которое потоплено подводной лодкой советского командования под управлением А. Маринеско в начале 1945 года. Здесь можно увидеть могилы граждан из разных стран, не выживших в войну.

Захоронение отмечено своеобразным памятником из православного креста и двух латинских его аналогов. На территории присутствуют мемориальные плиты, на которых отображены имена опознанных личностей.

Скульптура жена моряка

Если говорить о скульптурных памятниках, самым трогательным и символичным является скульптура женщины с ребенком «Жена моряка». Когда-то она находилась в городском парке, сейчас — на берегу Калининградского залива.

Скульптура символизирует ценность семейного очага, значение которого намного увеличивается в условиях длительного отрыва моряков от родной базы. Эта достопримечательность Балтийска сразу же после ее установки полюбилась жителям города.

Маяк

Красно-белый маяк является символом и достопримечательностью Балтийска. Интересна технология его постройки. У входа в Балтийский пролив в морское дно вбиты бетонные сваи, которые связаны между собой цепями. в промежутки между сваями заложены большие полевые камни. Так образуется фундамент маяка.

Маяк Балтийска имеет фору усеченного конуса высотой 31,4 метра. Первоначально свечение достигалось горением растительного масла, затем — керосина. Сейчас для этой цели используется электричество. Дальность видимости огня в ясную погоду достигает 16 морских миль (около 30 километров).

Прогулка по удивительным местам

В 1959 году начал работать музей, полностью посвященный Балтийскому флоту, неоднократно сменивший свое местоположение. В настоящее время он пребывает в сооружении, которое было до войны занято городским судом. Дом выполнен в псевдоготическом стиле. Главным достоянием заведения считаются его необычные экспозиции, содержащие:

  • боеприпасы;
  • макеты различных кораблей;
  • документацию;
  • вооружение;
  • награды, выдаваемые морякам за заслуги в Первой и Второй Мировых войнах;
  • портреты балтийских героев.

Музей подробно передает историю становления и развития города, повествует интересные факты про подводный флот, а также морскую авиацию Балтийска.

Экскурсионные маршруты всегда проходят через Свято-Георгиевский Кафедральный собор. Он расположился в сооружении кирхи, соседствует с музеем. Кирха неоготического стиля, в свою очередь, создана в 1866 году, для чего был использован обожженный красный кирпич. При советской власти в здании функционировал матросский клуб, позже здесь обустраивались военные склады. Во власть РПЦ дом перешел в 1991 году. В настоящее время кирха преобразована в православный храм, что характерно для приграничной зоны России.

Настоящей гордостью Балтийска в Калининградской области является маяк, отличающийся уникальной технологией постройки. Непосредственно на входе в Балтийский пролив под водой в дне зафиксированы бетонные сваи, соединенные между собой прочными цепями. Между столбами заложены огромные дикие камни. Вместе такая конструкция образует основу для маяка. Он выполнен в форме усеченного конуса, который в высоту поднимается на 31 м.

Раньше освещение обеспечивалось за счет сжигания растительного масла, позже начал использоваться керосин. В настоящее время с этой целью задействуется электричество. Огонь при ясной погоде просматривается на 30 км, что равняется 16 морским милям.

Памятник Петру I

Адрес: Морской бульвар

В 1998 году Балтийский флот отмечал трехсотлетний юбилей. К этой дате в Балтийске был установлен памятник Петру I работы И. Минина и В. Бартенева. Высота памятника с постаментом 6,4 метра, вес 2,5 тонны. Император Петр изображен в полный рост, в правой руке он держит подзорную трубу, левой опирается на свиток, лежащий на пюпитре.

Примечательно, что российский император трижды посещал Пиллау, который чем-то понравился Петру, и он дал этому городу название «маленький Амстердам».

Осмотр памятников

В городе в 2004 году появился монумент Елизавете Петровне, императрице России, его создателем является Георгий Франгулян. Он восстановлен в результате окончания Семилетней войны, которая закончилась покорением Восточной Пруссии. Население этого региона присягнуло на верность императрице. В высоту монумент достигает 14 м при весе в 12 т, он размещается на массивном постаменте набережной. Женщина облачена в военную форму полковника Преображенского полка.

Символично и трогательно для Балтийска выглядит популярная скульптура под названием «Жена моряка», изображающая женщину и ребенка. Раньше она украшала городской парк, в настоящее время перенесена на побережье Калининградского залива. Этот памятник является символом ценностей и единения семьи. Его значение особенно актуально при условиях продолжительного пребывания мореплавателей вдали от родных краев.

Трехсотлетний юбилей Балтийского флота пришелся на 1998 год. В честь этого события в городе появился памятник, посвященный Петру I. Над его созданием потрудились В. Бартенев, И. Минин. Высота монумента — 6,4 м, вес — 2,5 т. Император представлен в полный рост, правая рука занята подзорной трубой, левая — оперта об свиток, расположенный на пюпитре. Известно, что Петр I несколько раз бывал в полюбившемся ему Пиллау, назвав его «маленьким Амстердамом».

Торпедный катер

Адрес: между Георгиевским морским собором и площадью Балтийской Славы.

Памятник «Торпедный катер» установлен в 1973 году в честь моряков Первой Краснознамённой бригады торпедных катеров. Представляет собой настоящий боевой катер «Комсомолец» образца 1944 года с бортовым номером 36 на постаменте.

Пехотные казармы

Адрес: проспект Ленина, дом 1

Пехотные казармы Балтийска были построены в 1904 году для размещения военного гарнизона Пиллау. Здесь размещались штаб, Северная и Южная казармы, водонапорная башня высотой 30 метров, склады и другие хозяйственные постройки. Перед Первой мировой войной была построена Артиллерийская казарма. После войны в зданиях сначала размещались склады, а потом различные подразделения германской армии.

Во время Второй мировой войны здесь находилась школа подводников, тут готовили элитные войска ВМФ Германии. После войны казармы были сильно разрушены, восстановлены в 50-е годы прошлого века.

Интернациональное мемориальное кладбище

На кладбище похоронены жертвы Второй мировой войны, в основном первых месяцев (январь-апрель) 1945 года, когда на территории Восточной Пруссии велись бои. Захоронениями занимается Народный союз Германии по уходу за военными могилами согласно германо-российскому Соглашению от 16 декабря 1992 года.

Мемориальное захоронение в Балтийске начали строить в 1996 году, в 2000 году оно было построено. Раньше территория военного Балтийска была закрыта для всех, что делало невозможным здесь работу немецкой организации.

На кладбище не только могилы немецких солдат и офицеров, но и мирного населения, в том числе 204 беженца с корабля «Вильгельм Густлофф», потопленного советской подводной лодкой под командованием Александра Маринеско 30 января 1945 года. Здесь также захоронены граждане СССР и других стран, погибшие в войну.

На кладбище установлен памятник в виде трех крестов: один православный, два латинских. Кресты на могилах сгруппированы по три на всей территории мемориала. Здесь установлены мемориальные плиты с именами опознанных людей, их даты рождения и смерти.

Разгром группы «Земланд». Штурм Пиллау

Разгром кёнигсбергской группировки создал благоприятные условия для окончательного уничтожения остатков восточно-прусской группировки — группы «Земланд». Войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского 13 апреля почти без паузы перешли в наступление против немецких войск, закрепившихся на Земландском полуострове и военно-морской базе Пиллау. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены. Уничтожением гитлеровской группировки на Земландском полуострове закончилась Восточно-Прусская операция. Положение и силы сторон

СССР. Чтобы сразу сломить сильную оборону противника и не затягивать боевые действия, маршал Василевский решил привлечь к операции пять общевойсковых армий. 2-я гвардейская, 5-я, 39-я и 43-я армии были в первом эшелоне, 11-я гвардейская армия — во втором. Для этого произвели перегруппировку сил: фронт, который ранее занимали 2-я гвардейская и 5-я армии, усилили 39-й армией, на южном побережье залива Фришес-Хафф была развернута 43-я армия, в фронтовой резерв вывели 11-ю гвардейскую армию. Войска 3-го Белорусского фронта насчитывали более 111 тыс. человек, более 3 тыс. орудий и минометов, 824 танка и САУ. В результате в начале операции по живой силе советские войска превосходили противника почти вдвое, в артиллерии в 2,5 раза, в танках и САУ почти в 5 раз.

С учетом небольшой протяженности фронта и малочисленности частей и соединений армии получили для наступления узкие полосы. Самой большой была полоса 2-й гвардейской армии — 20 км, но у неё было преимущество, армия Чанчибадзе занимала эти позиции две недели и успела хорошо изучить местность, оборону противника и подготовиться к наступлению. Остальные армии имели полосы наступления по 7-8 км. Главный удар наносили 5-я и 39-я армии с направлением на Фишхаузен, чтобы рассечь вражескую группировку на две части и затем ликвидировать её. 11-я гвардейская армия должна была развить успех двух армий. 2-я гвардейская и 43-я армии поддерживали общее наступление на флангах, наступая вдоль северного и южного побережья Земландского полуострова.

Балтийский флот должен был прикрыть приморские фланги войск 3-го Белорусского фронта; легкими силами и подводными лодками прикрыть морские коммуникации и нести дозорную службу; высадить тактические десанты во вражеском тылу; поддерживать десантные силы огнем артиллерии и пресечь эвакуацию противника морским путем. Авиация флота должна была нанести массированные удары по морским коммуникациям противника и поддерживать десантные силы.

Германия. Западную часть Земландского полуострова обороняли 9-й и 26-й армейские корпуса, имевшие в своём составе 7-8 пехотных и одну танковую дивизии. С учётом боевых групп и других частей силы противника доходили до 10 дивизий. Советским войскам противостояло более 65 тыс. солдат и офицеров, 1200 орудий и минометов, 166 танков и штурмовых орудий.

Кроме того, на Пиллаусском полуострове во втором эшелоне располагался 55-й армейский корпус (три-четыре дивизии и ряд специальных частей), на косе Фрише-Нерунг спешно восстанавливался 6-й армейский корпус из остатков разгромленной хейльсбергской группировки. Все немецкие войска были объединены во 2-ю армию, а с 7 апреля в армию «Восточная Пруссия». Армия была создана на основе штаба и некоторых частей 2-й армии и остатков частей 4-й армии, находившихся на территории Восточной и Западной Пруссии. Командующий 4-й немецкой армии генерал Мюллер был смещен со своего поста и заменен на генерала Дитриха фон Заукена.

Немецкое командование ожидало главный удар на центральном и южном направлениях, поэтому здесь располагались наиболее плотные боевые порядки: 93-я, 58-я, 1-я, 21-я, 561-я и 28-я пехотные и 5-я танковая дивизии, т. е. около 70-80% войск первого эшелона. Немцы имели хорошо развитую оборону с густой сетью траншей, опорных пунктов и узлов сопротивления. Сильные оборонительные рубежи находились на Пилаусском полуострове. Город Пиллау был сильной крепостью.

Первый этап наступления

Утром 13 апреля началась сильная артиллерийская подготовка. Одновременно по позициям противника наносили удары 1-я и 3-я воздушные армии. После часовой артподготовки войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. Советские армии прорвали оборону противника. Правда, наступление стало развивать не по первоначальному плану.

Во второй половине дня немецкое сопротивление усилилось. Немцы предприняли ряд контратак в стык 5-й и 39-й армий Крылова и Людникова. К концу дня советские войска продвинулись на 3-4 км, взяв в плен около 4 тыс. немцев. На следующий день битва продолжилась с большим ожесточением. Немецкое командование, разгадав замысел командования 3-го Белорусского фронта, усилило оборону на направлении наступления 5-й и 39-й армий. Одновременно, чтобы спасти северную часть группировки, немцы стали быстро отводить войска перед фронтом 2-й гвардейской армии. В результате за три дня боев наши войска на главном направлении продвинулись всего на 9-10 км, а правый фланг 2-й гвардейской армии Чанчибадзе — на 25 км и вышел к побережью.

Большую помощь советским войскам оказал 2-й дивизион бронекатеров Балтийского флота. Балтийские моряки ворвались в залив Фришес-Хафф и в Кёнигсбергский морской канал, нанесли внезапные удары, подавляя вражеские огневые точки, мешающие продвижению сухопутных войск. Морская авиация и группа морской железнодорожной артиллерии, нанесли массированные удары по врагу. 15 и 16 апреля 1945 г. прошла успешная высадка тактических десантов 24-й гвардейской стрелковой дивизии на дамбу Кёнигсбергского канала в районе Пайс-Циммербуде. Десант и огневая поддержка бронекатеров позволили войскам 43-й армии очистить от гитлеровцев опорные пункты Пайс и Циммербуде, дамбу канала. Это создало благоприятные условия для наступления Красной Армии вдоль побережья залива.

Потеря оборонительных рубежей и большие потери вынудили немецкое командование 15 апреля упразднить управление оперативной группы «Земланд» и остатки её войск подчинить командованию армии «Восточной Пруссии». Немецкое командование, стараясь спасти как можно больше войск, предпринимало отчаянные усилия по эвакуации людей. Морской транспорт работал круглосуточно. Были мобилизованы все свободные плавсредства с побережья Балтийского моря, низовьев судоходных рек оставшихся в руках немцев. Суда стянули в Данцигскую бухту. Однако здесь они подвергались массированным ударам советской авиации и несли значительные потери.

Движение 2-й гвардейской армией вдоль побережья Балтийского моря в южном направлении и наступление 39-й и 5-й армий в общем направлении на Фишхаузен заставило немцев стянуть войска в юго-западную часть полуострова и организовать оборону на узком фронте. В ночь на 17 апреля наши войска взяли сильный узел сопротивления противника Фишхаузен. Остатки немецкой земландской группировки (около 20 тыс. солдат) отошли в район Пиллау и закрепились на заранее подготовленной позиции. Наступление советских войск было приостановлено.

Таким образом, за пять дней наступления наши войска очистили Земландский полуостров от войск противника, и вышли к первому рубежу обороны Пилаусского полуострова, фронт которого был равен 2-3 км. Здесь противник имел возможность максимально уплотнить боевые порядки, и обойти его было нельзя. Наступление фронта приостановилось. С одной стороны, наши войска одержали победу, вышли к побережью и освободили территорию. С другой стороны, раздробить и окружить войска противника не удалось. Немецкое командование вывело из под удара северную часть земландской группировки и отвело войска на заранее подготовленные позиции на Пиллаусском полуострове. Немецкие войска сохранили боеспособность, по-прежнему дрались упорно и умело, хотя и понесли серьёзные потери. Сложившееся положение грозило затягиванием операции. Требовался ввод в бой свежих сил.


Разбитая техника немецкой армии на Земландском полуострове


Минометный расчет 11-ой гвардейской армии на огневой позиции на подступах к г.Пилау

Второй этап операции. Штурм Пиллау

Советское командование решило ввести в сражение 11-ю гвардейскую армию Галицкого. 16 апреля Василевский приказал 11-й армии сменить войска 2-й гвардейской армии и 18 апреля начать наступление на Пиллау и косу Фрише-Нерунг. 5-ю, 39-ю и 43-ю армии также вывели в резерв фронта.

Командование 11-й гвардейской армии решило нанести удар по внешним флангам противника, прорвать его оборону и развить наступление вторыми эшелонами корпусов. К концу второго дня, при поддержке морских десантов, планировали взять Пиллау. В ночь на 17 апреля дивизии 16-го и 36-го гвардейских стрелковых корпусов начали выдвижение на исходное положение.

Пиллаусский полуостров имел длину около 15 км и ширину от 2 км у основания до 5 км у южной оконечности. Немецкие войска возвели здесь шесть оборонительных позиций, которые располагались одна от другой в 1-2 км. Здесь были и доты с броневыми колпаками. На северной окраине Пиллау располагалось четыре крепостных форта и морская крепость, на северном берегу косы Фрише-Нерунг — два форта. Выяснив, что противник имеет серьёзную оборону, начало нового наступления перенесли на 20 апреля. 18 апреля советские войска провели разведку боем. 19 апреля разведка продолжалась. Выяснилось, что перед нами стоят части трех-четырех дивизий, которые поддерживают около 60 артиллерийских и минометных батарей, до 50-60 танков и САУ, несколько боевых кораблей с рейда Пиллау и моря.

В 11 час. 20 апреля 1945 г. 11-й гвардейская армия перешла в наступление. Однако, несмотря на сильную артподготовку (600 стволов) и авиационную поддержку (более 1500 самолето-вылетов), сразу сломить оборону противника не вышло. Наши войска продвинулись только на 1 км, захватив 2-3 линии траншей. На второй день операции ситуации не улучшилась. Позиции противника были скрыты лесом, что затрудняло действия артиллерии, а огонь по площадям давал небольшой эффект. Немцы обороняли последний опорный пункт в Восточной Пруссии с особым упорством, переходили в контратаки силами до батальона пехоты при поддержке танков и штурмовых орудий. На второй день погода ухудшилась, что снизило активность нашей авиации. Кроме того, силы немецкой группировки недооценили, посчитав, что после разгрома земландской группировки победа уже обеспечена.

22 апреля на левом фланге армии был введён в бой 8-й гвардейский корпус. На третий день ожесточенных боев немцев потеснили на 3 км. Немецкое командование бросало в бой остатки ранее разбитых дивизий, все имеющиеся под рукой части и подразделения. Узкая линия обороны была до предела насыщена огневыми средствами, что затрудняло продвижение наших войск. На каждые 100 метров в среднем приходилось по 4 пулемета и 200 солдат с автоматическим оружием. Здесь немцы имели железобетонные и бронированные доты, бетонные площадки для тяжелых орудий, в том числе калибра 210 мм. Немецкую оборону приходилось буквально «прогрызать», метр за метром. И чем ближе советские войска приближались к Пиллау, тем больше становилось долговременных сооружений. Все каменные постройки Пиллау и его пригородов, где почти не было деревянных строений, были приспособлены к обороне. Иные крупные строения были настолько хорошо подготовлены к защите, что почти не отличались от крепостных фортов. На нижних этажах устанавливали орудия, позиции противотанковых гранатометов, на верху — пулеметные гнёзда. Крепость имела трехмесячный запас и могла долго держаться в осаде. Немцы постоянно контратаковали, все строения приходилось брать штурмом. Соотношение сил, особенно в плохую погоду, когда авиация бездействовала, было почти равным.

Поэтому бои носили крайне ожесточенный и упорный характер. 22 апреля 1945 года, на подступах к Пиллау, погиб герой штурма Кёнигсберга, храбрый командир 16-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майор Степан Савельевич Гурьев. С. С. Гурьев начал службу красноармейцем в годы Гражданской войны, уже как командир полка участвовал в боях с японскими войсками в районе реки Халхин-Гол. Воевал с начала Великой Отечественной войны. Был командиром 10-й воздушно-десантной бригады, затем командовал 5-м воздушно-десантным корпусом, отличившись в боях под Москвой. Храбро и умело руководил 39-й гвардейской дивизией в битве за Сталинград. Затем командовал 28-м и 16-м гвардейскими корпусами. За умелое руководство войсками и личную храбрость при штурме Кёнигсберга ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1946 году в Калининградской области город Нойхаузен переименовали в честь погибшего героя в Гурьевск и образовали Гурьевский район.


Памятник на могиле Героя Советского Союза С. С. Гурьева на мемориале 1200 гвардейцам в Калининграде

Надо сказать, что в этой операции чуть не погиб и сам маршал Василевский. Он выехал на наблюдательный пункт армии в Фишхаузен, район которого регулярно обстреливала вражеская артиллерия, и попал под огневой налет. Машина Василевского была разбита и он сам по счастливой случайности уцелел.


Немецкие солдаты в противотанковом рву у Лохштедского леса. Одна из многочисленных линий обороны перед морской крепостью Пиллау


Немецкие солдаты в укрытиях, выкопанных в откосах противотанкового рва у Лохштедского леса


Советские солдаты у форта Восточный в Пиллау

24 апреля наши войска, несмотря на отчаянное сопротивление врага, бросившего в бой наиболее боеспособные части, включая морскую пехоту, поддержанную танками, взяли Нойхозер. Упорный бой за этот опорный пункт, прикрывавший подступы к Пиллау, длился почти сутки. В ночь на 25 апреля наши войска обошли морскую крепость с востока, на правом фланге завязали бой на ближних подступах к Пиллау. 25 апреля советские войска начали штурм Пиллау. Немецкое командование понимало, что крепость обречена, но старалось выиграть время, чтобы эвакуировать как можно больше войск морем или на косу Фрише-Нерунг. Кроме того, упорной обороной Пиллау хотели хоть как-то повлиять на развитие ситуации на берлинском направлении. Сам гарнизон крепости был небольшим, но в город отошло значительное число полевых войск и различных штабов. Гарнизон Пиллау поддерживала крепостная и полевая артиллерия с северной части косы Фрише-Нерунг и артиллерия 8-10 боевых кораблей и морских катеров.

Командарм Галицкий приказал 16-му гвардейскому корпусу взять крепость на юго-западной оконечности полуострова, с ходу форсировать пролив Зеетиф и занять плацдарм на косе Фрише-Нерунг; 36-му корпусу занять юго-восточный район города и также форсировать пролив; 8-му корпусу — освободить восточную гавань и преодолев пролив, захватить опорный пункт Нойтиф (там располагалась немецкая авиабаза).

25 апреля советские войска, имевшие богатый опыт городских боев и особенно штурма Кёнигсберга, очистили окраины и прорвались к центру города. Штурмовые группы брали здания, пробивали в стенах бреши, подрывали особо укрепленные дома и шаг за шагом брали Пиллау. За немцами осталась только прибрежная часть в юго-западном районе города и крепость. 26 апреля взяли и крепость Пиллау. Модернизированная старая крепость, имевшая 1-тыс. гарнизон, не поддавалась среднекалиберной артиллерии. Многометровые кирпичные стены и арочные перекрытия выдерживали попадания снарядов средних и даже крупных калибров. Ворота были заложены кирпичами и бетонными блоками. Форма крепости в виде многолучевой звезды позволяла вести фланкирующий огонь. Сильным артиллерийско-пулеметным огнем из многочисленных амбразур немцы отбрасывали наши войска. Ультиматум о капитуляции гарнизон отверг. Только подтянув десятки орудий тяжелых калибров, танки 213-й бригады и тяжелые САУ с 152-мм орудиями, сосредоточенным огнем вражескую оборону смогли ослабить. Ворота и баррикады были сметены. С наступлением темноты бойцы 1-й гвардейской стрелковой дивизии пошли на решительный штурм. Гвардейцы, завалив 3-метровый ров фашинами, досками и различными подручными средствами, вышли к стенам и стали взбираться на стены по лестницам, ворвались в проломы. Внутри крепости начался ближний бой с применением гранат, толовых шашек и огнеметов. После яростной схватки, уничтожаемый немецкий гарнизон стал сдаваться.

Крепость Пиллау

Завершение операции. Бои на косе Фрише-Нерунг

Уже 25 апреля наши войска с ходу форсировали пролив Зеетиф. Под прикрытием артиллерийского заградительного огня и мощного удара тяжелых бомбардировщиков, а также дымовой завесы первыми пролив форсировали амфибии капитана Гумедова с гвардейцами 2-го батальона 17-го стрелкового полка под командованием капитана Панарина. Гвардейцы стремительным рывком захватили первую траншею противника и выдержали контратаку немецких войск, которые пытались сбросить первый эшелон в воду. Первым высадился взвод пехоты младшего лейтенанта Лазарева. Он захватил плацдарм и стоял насмерть, даже раненые отказывались уходить, продолжая стрелять. Лейтенант Лазарев был ранен два раза уже во время переправы, третье ранение получил в бою с немцами. Однако герой отказался уйти и продолжал вести огонь из пулемета, расчёт которого погиб, уничтожив до 50 немцев. Только когда Лазарев потерял сознание, его унесли. Первые гвардейцы, захватившие плацдарм на косе — Егор Игнатьевич Аристов, Савелий Иванович Бойко, Михаил Иванович Гаврилов, Степан Павлович Дадаев, Николай Николаевич Демин и комсорг батальона младший сержант Василий Александрович Еремушкин были отмечены званием Героя Советского Союза.

За первым эшелоном на лодках, катерах, баржах и прочих плавсредствах двинулся второй эшелон — основные силы 17-го полка во главе с его командиром подполковником А. И. Банкузовым. Ночью части 5-й гвардейской дивизии переправились через пролив и расширили плацдарм. К 11 час. 26 апреля был взят опорный пункт Нойтиф. Также форсировали пролив и захватили плацдармы войска 84-й и 31-й дивизии. Это позволило утром организовать переброску тяжелого вооружения и начать строительство понтонной переправы, которая была готова к утру 27 апреля.

Для ускорения операции на косе было успешно высажено два десанта. Западный отряд во главе с полковником Л. Т. Белым (подразделения 83-й гвардейской дивизии — около 650 бойцов) — со стороны открытого моря и Восточный отряд контр-адмирала Н. Э. Фельдмана (полк 360-й бригады морской пехоты и сводный стрелковый полк 43-й армии) — со стороны залива Фришес-Хафф. Западный десантный отряд высадился в районе юго-западнее Лемберга (3 км южнее пролива Зеетиф). Восточный отряд высадился в районе мыса Каддих-Хакен двумя эшелонами.

Используя нескольких быстроходных барж, на вооружении которых были 88-мм орудия, противник попытался сорвать советскую десантную операцию. Немцы смогли повредить два катера-тральщика. Но нападение наших бронекатеров вынудило их отступить. Атаку нашего десанта не ожидали, и десантники быстро захватили плацдарм. Однако затем значительно превосходящие силы противника атаковали гвардейцев, и им пришлось вести тяжелый бой. Гвардейцы Белого в первой половине дня отразили 8-10 атак немецких войск. Только после высадки первого эшелона Восточного отряда и подхода войск 5-й и 31-й гвардейской дивизии десантникам стало легче. В целом десанты, хотя и с учетом ряда ошибок, справились со своей задачей. Отвлекли противника на себя, дезорганизовав его оборону.


В освобожденном Пиллау


Немецкие пленные идут колонной по дороге в районе косы Фрише-Нерунг

Коса Фрише-Нерунг (современная Балтийская коса), отделяющая море от залива Фришес-Хафф, имеет в длину около 60 км. Её ширина колеблется от 300 метров до 2 км. Маневрировать на ней было нельзя, поэтому немцы смогли создать плотную оборону и упорно отбивались. На косе защищались части 83-й, 58-й, 50-й, 14-й и 28-й пехотных дивизий, а также многочисленные отдельные части и подразделения. Их поддерживало около 15 танков и САУ, более 40 батарей полевой, береговой и зенитной артиллерии.

Из-за узости косы советские войска наступали силами 1-2 дивизий, регулярно меняя их на свежие. В течение 26 апреля войска 8-го гвардейского корпуса и десантные отряды захватили северное побережье косы Фрише-Нерунг, окружили часть немецкой группировки, пленив около 4,5 тыс. человек. Однако немцы продолжали активно сопротивляться, пользуясь удобством местности. Немецкую оборону, как и на Пилаусском полуострове, приходилось буквально «прогрызать». Отдельные узлы обороны противника некоторое время продолжали сопротивляться даже в нашем тылу. Их окружали, и штурмовать не спешили, в большинстве случаев немцы сдавались, после некоторого промежутка времени.

Немецкое командование, ещё надеясь на «чудо», продолжало требовать стоять насмерть. Тяжелые бои продолжались ещё несколько суток. 11-я гвардейская армия пять дней вела тяжелые наступательные бои и продвинулась по косе Фрише-Нерунг около 40 км. После этого части 11-й гвардейской армии были заменены на войска 48-й армии. Бои по уничтожению немецкой группировки на косе Фрише-Нерунг и в устье Вислы (там располагалось до 50 тыс. гитлеровцев) продолжались до 8 мая, когда остатки немецкой армии (около 30 тыс. человек), наконец, капитулировали.


Бойцы Московской Пролетарской дивизии ведут огонь по противнику на косе Фриш Нерунг. 1945 г.


Артиллерийский расчет 11-й гвардейской армии ведет бой на косе Фриш Нерунг


Советские бойцы-гвардейцы на заливе Фриш Нерунг после разгрома противника. Апрель 1945 г.

Итоги

В ходе боев на Земландском полуострове войска 3-го Белорусского фронта уничтожили около 50 тыс. немецких солдат и офицеров, в плен взяли около 30 тыс. человек. На Пиллаусском полуострове и косе Фрише-Нерунг только с 20 по 30 апреля были уничтожены остатки 5 пехотных дивизий, разгромлены 7 дивизий (включая танковую и моторизованную), не считая отдельных и специальных частей и подразделений. В качестве трофеев было захвачено около 1750 орудий и минометов, около 5 тыс. пулеметов, около 100 самолетов, более 300 складов с различным военным имуществом и т. д. Со взятием Пиллау Балтийский флот получил первоклассную военно-морскую базу. Высвободившиеся армии 3-го Белорусского фронта могли участвовать в завершающих сражениях Великой Отечественной войны.

Восточная Пруссия была полностью освобождена от гитлеровцев. Победа Красной Армии в Восточной Пруссии имела огромное моральное и военно-стратегическое значение. Советские войска захватили Кёнигсберг — второй важнейший военно-политический, исторический центр Германии. С потерей Восточной Пруссии Третий рейх лишился одного из самых важных экономических регионов. Германия потеряла важнейшую базу германских ВМС и ВВС. Советский Балтийский флот улучшил свое положение и условия базирования, получив такие первоклассные базы, порты и гавани как Кёнигсберг, Пиллау, Эльбинг, Бранденбург, Кранц, Раушен и Розенберг. После войны Пиллау станет главной базой Балтийского флота.

Немецкие войска понесли тяжелое поражение: было уничтожено более 25 дивизий, 12 дивизий были разгромлены, потеряв 50-75% живой силы и техники. Немецкие войска потеряли около 500 тыс. человек (из них 220 тыс. взяли в плен). Высокие потери понесли ополченцы (фольксштурм), полиция, организация Тодта, Служба имперских путей сообщения Гитлерюгенд (их численность была вполне соотносима с вермахтом — около 500-700 тыс. человек). Точная цифра потерь немецкого ополчения и милитаризованных организаций неизвестна. Потери 3-го Белорусского фронта в Восточно-Прусской операции — более 584 тыс. человек (из них более 126 тыс. убитых).

Сражение в Восточной Пруссии продолжалось три с половиной месяца (105 дней). Во время первого этапа была порвана мощная оборона противника и восточно-прусская группировка была расчленена на три части: хейльсбергскую, кёнигсбергскую и земландскую группировки. Затем Красная Армия последовательно давила большие очаги сопротивления противника: уничтожение хейльсбергской группировки, штурм Кёнигсберга и разгром группы «Земланд».

Советская Армия отомстила за императорскую русскую армию, которая в 1914 г. потерпела тяжелое поражение в лесах и болотах Восточной Пруссии. Историческое возмездие свершилось. После завершения войны город Кёнигсберг и прилегающие районы навсегда стали частью России-СССР. Кёнигсберг стал Калининградом. Часть Восточной Пруссии была благородно передана в состав Польши. К сожалению, современные польские власти уже забыли о благодеяниях Москвы в отношении польского народа.


Советские бойцы на берегу Балтийского моря. Восточная Пруссия


Советские бойцы поднимают тост за победу. Кенигсберг. Май 1945 г.

Источники: Балязин В. Н. Штурм Кёнигсберга. М., 1964 // https://may1945pobeda.narod.ru/shturm-m02-0.htm. Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1978 // https://militera.lib.ru/memo/russian/vasilevsky/index.html. Галицкий К. Н. В боях за Восточную Пруссию. М., 1970 // https://militera.lib.ru/memo/russian/galitsky_kn/index.html. Исаев А. В. Разгром 1945. Битва за Германию. М., 2010. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. (в 6 томах). М, 1960-1965 // https://militera.lib.ru/h/6/index.html. Ляш О. Так пал Кёнигсберг. М, 1991 // https://militera.lib.ru/memo/german/lasch/index.html. https://waralbum.ru/.

Городской парк имени Головко

Жители Балтийска очень любят отдыхать в городском парке имени адмирала А.Г. Головко, расположенный на берегу Гданьского залива. Парк был разбит в начале XIX века, как защита от песка и сначала назывался Приморский.

Здесь в тени деревьев уединяются влюбленные. Работает летняя эстрада, где выступают местные и заезжие исполнители. Действуют кафе, продается мороженое.

В девяностые годы прошлого века парк пришел в запущение. Но в последующие годы силами военных строителей были проведены восстановительные работы. и сейчас он вновь стал радовать горожан.

Балтийская военно-морская база

Балтийская военно-морская база является главной базой Российского флота. Особенно интересно здесь бывает в день ВМФ России. Можно посмотреть парад кораблей, театрализованное представление по высадке морского десанта. В городе организуется выставка образцов вооружения и снаряжения.

Оказаться на палубе боевого корабля — сокровенная мечта каждого мальчишки. А пройти по его помещениям: рубкам, кубрикам,спуститься по трапам, поесть матросского борща на камбузе — это вообще предел мечтаний. В день Военно-морского флота (последнее воскресение июля) эта мечта становится реальностью. В этот день проводятся организованные экскурсии под руководством боевых офицеров, которые покажут и расскажут, как работают образцы вооружения, и даже разрешат их потрогать.

Северный и южный молы


Северный мол

Северный и южный молы Балтийска — это морские ворота города. Были построены для защиты пролива от песка и волн. Северный мол был построен в 1883 году, а Южный мол в 1887 году. На Северном моле установлена башня с красным огнем, на Южном с зеленым.


Южный мол

Южный мол находится на Балтийской косе через Балтийский пролив, на расстояние 361 метр.

Крайние точки России

Названия крайних точек континентальной России известны всем еще со школьной скамьи – это:

  • Мыс Челюскин (северная).
  • Гора Базарзюго (южная).
  • Балтийская коса (западная).
  • Мыс Дежнева (восточная).

Список самых крайних городов России (на карте ниже отмечено их местоположение) выглядит следующим образом:

  • Певек (самый северный).
  • Дербент (самый южный).
  • Балтийск (самый западный).
  • Анадырь (самый восточный).


Любопытно, что самый северный и самый восточный города России расположены в пределах одного субъекта федерации – Чукотского автономного округа. Расстояние между ними относительно невелико – каких-то 600 км. Анадырь и Певек – это суровые северные города, население которых вынуждено жить в экстремальных климатических условиях.
А вот крайний южный город страны кардинально от них отличается. Морозы здесь – огромная редкость. Лето в Дербенте длится 250 дней, а улицы древнего города украшает вечнозеленая субтропическая растительность.

Далее мы максимально подробно расскажем вам о самом западном городе России. Где находится Балтийск, какой там климат, и сколько в нем проживает людей? Давайте вместе разбираться.

Балтийская коса


Балтийская коса

Южная часть города Балтийска находится на Балтийской косе — это поселки Коса и Рыбачий. Попасть на косу можно переплыв Балтийский пролив (на пароме или катерах). Здесь можно насладиться диким отдыхом: песчаные пляжи, рыбалка и красивая природа.

Из достопримечательностей Балтийской косы — построенный немцами в 1939 году аэродром Нойтиф с двумя бетонными взлетными полосами и гидрогаванью. После войны аэропорт использовался русскими военными. В настоящее время заброшен всеми, разграблен и разрушается от времени.

Форт Западный — памятник фортификационного зодчества середины XIX века. Разрушается морем, людьми и временем. Никаких мер по сохранению Западного форта власти не предпринимают.

Балтийск очень красивый и уникальный морской город России. Достопримечательности Балтийска отражают богатую историю и культуру старинного города.

Архитектура и районы

В архитектуре Балтийска доминирует поздняя советская застройка в виде типовых панельных домов. Также встречаются кирпичные двухэтажные дома, выстроенные немцами. Новостройки единичны и расположены преимущественно на окраинах города.

Помимо крошечного центра, в Балтийске выделяется еще несколько районов: Мечниково, Балтийская Коса, поселок Севастопольский. Мечниково расположено в четырех километрах от центра города и примыкает к Калининградскому шоссе. В советское время данная территория была закрытой. Балтийская Коса – это район, расположенный к югу от пролива, на одноименной песчаной косе. С центральной частью Балтийска он связан паромной переправой. Камсигал (или поселок Севастопольский) находится на берегу Приморской бухты. Жилой фонд данного микрорайона представлен старыми немецкими домиками в один этаж и (фрагментарно) новостройками.

Транспорт Балтийска представлен обычными и маршрутными такси. С Калининградом и другими районами области город связан регулярными автобусными маршрутами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]