Город Высоцк (Ленинградская область, Выборгский район) — история и современность

Город Высоцк Ленинградской области – это портовый город России, расположенный на берегу Финского залива, на острове Высоцкий. Город несколько раз был переименован, это был Трогзунд (до 1917 года), Уурас (в период с 1917 пол 1948 год), и с 1948 года — Высоцк. Этот самый маленький по численности населения городок удален от города Выборга на 30 километров, является железнодорожной станцией. Город ранее был закрытым, в настоящее время открыт для посещения. Площадь поселения — около 39 квадратных километров. Какая история города? Чем он живет сейчас? Какие достопримечательности города привлекают туристов?

Исторический очерк

Населенный пункт был основан Петром Великим, согласно многочисленным источникам. Первое письменное упоминание об этой местности относится к 1533 году.

В ходе Северной войны в XVIII веке вся территория Финляндии перешла в состав Российской империи. В это же время была организована Выборгская провинция Санкт-Петербургской губернии. Петру Ι пришла идея разместить здесь укрепление, он заложил крепость, целью которой было прикрыть подступы к городу Выборгу с моря. Так, в самом узком месте Выборгского залива было построено фортификационное укрепление, которое получило название Тронгзунд (от шведского «тронг» — «узкий», «зунд» — «пролив»).

В начале XIX столетия образовалось Финляндское княжество, которое входило в состав Российской империи.

После Октябрьской революции Финляндские земли приобрели независимость и стали государством Финляндией. Город был переименован в Уурас (с финского языка «трудолюбивый»). В этот период истории поселения была проложена железная дорога и начались работы по углублению морского дна, чтобы создать из Уураса морской порт. В 1926 году была проложена железная дорого Тюрисевя — Лиматта. В начале 30-х годов были завершены работы по углублению дна.

В 1939 году началась русско-финская война, после окончания которой, в 1940 году, был заключен мирный договор, согласно которому часть Выборгской губернии вошла в состав СССР. Приобретенная территория была разделена, северная ее часть отошла Карельской АССР, город Уурас вошел в состав Выборгского района.

В годы Великой Отечественной войны с лета 1941 года город был оккупирован финскими войсками, освобожден советской армией летом 1944 года.

В 1944 году район вошел в состав Ленинградской области.

В 40-х годах поселок Уурас был переименован в Петроостров, но в 1948 году его снова переименовали в Высоцк, в честь героя СССР Высоцкого Кузьмы, погибшего героической смертью в этих местах.

В это же время стали восстанавливать порт на острове Высоцкий. С начала 80-х годов, порт находился в нерабочем состоянии, затем его постепенно начинают использовать для погрузки угля, а с середины 90-х годов порт имеет огромные грузообороты.

В начале 2000-х годов построила перевалочный комплекс и нефтяной терминал.

Приморское шоссе

Если из Петербурга в Высоцк вам нужно просто быстро доехать, то лучше, конечно, перемахнуть Лисий нос по ЗСД и уйти на трассу Скандинавия. Но! Мы ведь с вами отправляемся в увлекательное путешествие, правда? Поэтому выбираем Приморское шоссе, прямо на выезде из города.

Это одна из самых живописных трасс северного направления. Просто прокатиться здесь с ветерком – одно удовольствие. На машине, мотоцикле, велосипеде. Кому как приятнее. Приморское шоссе тянется из Петербурга аж до Выборга, поэтому иногда его называют Нижним Выборгским шоссе.

Трасса прекрасно оборудованная, с хорошим покрытием. Петляет вдоль побережья между сосновым бором, желтыми пляжами, огромными валунами, старыми дачами, новыми виллами и ресторанчиками. Солнце подмигивает между деревьями и кажется, что даже чайки кричат вдогонку «хорошего дня!».

Вы увидите в окно знаменитый Сестрорецкий разлив, пляжи Комарово, репинские Пенаты, помашете Раймонде Диен, переедете курортный Зеленогорск, утопающий в цветах. И примерно, в районе Молодежного, наконец-то сможете притопить газку. Да, район популярный, машин много, движение до Зеленогорска в выходные дни …хотелось сказать – затрудненное, но правильнее сказать – спокойное. Мы ведь на прогулке.

Вам будет интересно: Между небом и водой или один день под Приозерском

За то от Молодежного, курортная часть дороги заканчивается и начинается почти пустынная. Все, кто мечтал только о пляже и пикнике, уже остановились в Солнечном, Комарово или пересекли зеленогорский парк до Золотого пляжа. Дальше пляжей будет не меньше, диких, чистых, уединенных, с песочком, причесанным ветрами и волнами и привычным тинным запахом Финского залива. В общем – для тех, кто не ленится забраться подальше.

Однако путешественников просим обратить внимание на два совета:

  1. Лучше поехать до конечной точки, а для нас – это мыс с крепостью Тронгзунд, а уже на обратном пути делать остановки для отдыха на пляже и осмотра других достопримечательностей
  2. Не забывать, что дорога дальняя, а последняя заправка осталась сразу за Сестрорецком. Есть еще одна, в районе поселка Советский, уже почти пере самым Высоцком. Больше заправок на Приморском шоссе замечено не было. А расстояние от Петербурга до Высоцка по выбранной дороге составляет около 230 километров

Город сегодня

Основными экономикообразующими предприятиями города Высоцк Ленинградской области в настоящее время являются: угольный терминал «Порт Высоцкий» и нефтяной терминал «Высоцк-Лукойл».

Администрация города огромное внимание уделят благоустройству территори. Город занимает почетное 3 место в рейтинге самых благоустроенных поселений Выборгского района.

Город Высоцк Ленинградской области — самый маленький городок по численности населения. Здесь проживает 1120 человек.

Учреждения культуры и образования города

Несмотря на то что горд очень маленький, для детей работает начальная музыкальная школа, в центре Детского творчества осуществляется преподавание живописи и театрального искусства, работает Детская школа искусств, музей Ростоцкого Станислава, «Станция юных натуралистов».

Работает городская библиотека.

На территории города есть только один детский садик «Боровичок», единственное дошкольное учреждение, где отсутствует очередь.

Ежегодно в город Высоцк Ленинградской области приезжают на практику студенты Школы искусств города Выборга.

Здесь существует своя музыкальная группа «Джус», которая гастролирует по всему Выборгскому району Ленинградской области.

На территории города Высоцк есть Парк культуры и отдыха, в котором проводятся все массовые и праздничные мероприятия.

Автопутешествие в Высоцк. Старый форт-крепость и живописные шхеры

Содержание:

Расположенное в северо-западной оконечности острова Высоцкий, одноимённое поселение со статусом городского поселения, конечно же, знаменито не только количеством проживающего здесь населения. Места здешние отмечены историческими артефактами. Кои свидетельствуют о славных и героических страницах развития нашего Отечества. Ну и кроме того, тут ещё и очень красиво. Вот за этой красотой и историей я и отправился на своём авто в очередное своё путешествие.

Дорога к крепости Тронгзунд. Приморское шоссе

Выбор дороги в этом путешествии для меня был осознанным. На своём авто в Высоцк из Cеверной Столицы можно попасть несколькими путями. Два из них, с той или иной степенью вариаций, это:

  1. по трассе «Скандинавия» (А-181, она же часть Е-18) и у Выборга (или на развязке у Кирпичного-Кирилловского) свернуть на юг;
  2. по Приморскому шоссе (47А-082) со съездом у Советска на 41К-098.

Я отправился по более южной дороге. По Приморскому шоссе. Мне особо оно нравится и очень хорошо знакомо.

В отличие от более быстрой «Скандинавии», Приморское шоссе более живописно, проходит (местами) вдоль самого берега Финского залива и, проезжая по нему, пересекаешь знаменитую Санкт-Петербургскую Ривьеру. Не случайно вдоль этого шоссе так много находится лагерей и баз отдыха. По Приморскому шоссе путь лежит через самые знаменитые петербургские курортные районы. Берега залива с песчаными пляжами, живописные хвойные боры, чистый природный воздух – всё это открывается взору любого, кто оказывается на этой дороге. А если нет необходимости торопиться, поездка располагает к неспешности и медитативности, то я рекомендую (и сам предпочитаю) ехать в сторону Выборга (также и в Высоцк) именно по этому шоссе.


Песчаные пляжи Финского залива у Репино. Санкт-Петербург

Кроме того, по пути можно сделать несколько остановок для того, чтобы осмотреть достопримечательности. Например — Маяк Стирсудден , или заехать в Приморск.

(Про обе эти дороги («Скандинавия» и «Приморское шоссе») сделаю со временем отдельные обзоры).

Расстояние от Санкт-Петербурга до Высоцка около 120 км. Я забивал в навигатор точку «Крепость Тронгзунд». Через пару часов неспешной езды (по Приморскому шоссе много скоростных ограничений и особенно – вблизи Северной Столицы. Здесь множество населённых пунктов), я добрался до конечного пункта своего маршрута. Навигатор вывел меня к стенам форта Тронгзунд, на живописный берег, с белым грибообразным куполом маяка.

Маяк в Высоцке

Если быть точным, то это совсем и не маяк. А створный навигационный светящийся знак. Название именно этого, установленного на самом берегу: «передний створный знак линейного навигационного створа Паттери». Так он полно и правильно называется в лоциях.


Маяк в Высоцке. Ленинградская область. Финский залив. Автопутешествие в Высоцк

Второй знак, находящийся чуть далее от берега, на большем возвышении, соответственно: «задний створный знак линейного навигационного створа Паттери».

Принцип работы данного навигационного оборудования станет понятен по схеме (приведённой ниже) из пособия по навигации:

Створные навигационные светящиеся знаки. Принцип работы

На схеме видно, что подобные навигационный знаки устанавливаются парно. И на точном соответствии линии направления, которое должно указывать судну ось фарватера. Т.е., если лоцман видит, что огни двух этих знаков совмещены по вертикали точно один над другим, то значит и судно его следует безопасным фарватером. И совпадение этих огней и есть ориентир для лавирования и удержания нужного и безопасного курса на линии створа. Такие знаки устанавливаются, как правило, в местах, где судоходство затруднено сложностью подводного рельефа или обилием островов, шхер или мелей. А Выборгский залив, на берегу которого расположен Высоцк — не открытое море. И фарватер здесь не такой и простой.

Шляпка заднего створного знака линейного навигационного створа Паттери идентична (как и вся конструкция) своему собрату:


Задний светящийся линейный створный знак в Высоцке

Ну, а раз я добрался до навигационных знаков, то пора рассказать немного и о географическом расположении Высоцка.

Высоцк. Географическое положение

Город Высоцк находится на крайнем западе Ленинградской области. На острове Высоцком в Выборгском заливе. Этот залив — часть более крупного, Финского. Чтобы попасть на Высоцкий не обязательно пользоваться водными видами транспорта. Сюда проложено автомобильное шоссе и ветка Октябрьской железной дороги. Остров связан мостом с другим островом, размером поменьше — Майским. А тот в свою очередь соединяется с большой землёй дамбой.

Остров Высоцкий имеет чуть более 8,5 км в длину и около 3 км в ширину. В его северной части и находится город Высоцк.

От Высоцкого острова, до города Выборг не более 12-13 км напрямую по акватории залива. Сухопутная дорога значительно длиннее. Около 30 км.

Вот, к примеру, от берега, куда вывел меня навигатор, очень хорошо видно Выборг и Башню Святого Олафа Выборгского замка:


Вид на Выборг с острова Высоцкий

Высоцкий — крупнейший из архипелага Высоцких островов (Тронгзундского архипелага). По соседству от Высоцкого находится остров Малый Высоцкий. Два острова разделяет узкий глубоководный пролив — Тронгзундский (пролив Трандзунг, Транзунг). Это важная водная артерия, по которой в здешних шхерах, среди множества островов, возможен проход судов с большой осадкой в порт Выборга. И именно для охраны Тронгзундского пролива здесь когда-то и возводились фортификационные сооружения.

Примечание: сломал голову, как правильно указывать название пролива. В различных источниках и картах абсолютно разные топонимические транскрипции. Ясно только одно, что используется производное от шведского Trångsund. Потому, буду указывать преимущественно по названию населённого пункта Тронгзунд (ныне — Высоцк)

Тронгзундский (Транзундский, Трангзундский пролив):


Тронгзундский пролив (Транзундский, Трангзундский)

Навигационный знак в проливе:


Тронгзундский пролив

Молодежь города

Молодежь города участвует в различных сферах жизни Высоцка – политике, экономике, социальной сфере. В городе созданы и работают Молодая Гвардия Единой России и Молодежный Совет, которые инициируют проведение множества конкурсов, фестивалей, соревнований, праздников для молодежи и детей.

Молодежь активно участвует в городских субботниках и в уборке мемориальных комплексов и братских захоронений.

Активно участвует подрастающее поколение в районных спартакиадах и других акциях.

Туризм

Каждому жителю крупного города время от времени хочется подышать свежим воздухом, отдохнуть от городской суеты на природе, полюбоваться закатами и рассветами, но при этом и не лишиться городских удобств. Город Высоцк как раз как будто создан для такого вида отдыха.

И популярность зеленого туризма с каждым годом растет. Сюда стремятся жители со всех уголков страны и ближнего зарубежья. Чистый воздух, живописная природа, гостеприимные жители – все эти факторы привлекают сюда отдыхающих. На берегу залива работают два туристических комплекса «Саари Тур» и «Пихтовое». Здесь есть русская баня, боулинг, бильярд, сауна.

Отдых в городе Высоцк Ленинградской области стал очень популярен и способствует экономическому развитию города.

Кирха святой Марии Магдалены в Приморске, она же местный музей

Дорога на мыс, с чудесным названием Березовые острова, проходит через лес, все по тому же Приморскому шоссе.

Тех, кто не поленится остановиться где-то по дороге между Прибылово и Приморском, ждет маленький деликатес. Редкая ягода костяника. Оказывается, здесь ее довольно много. На варенье явно не хватит, а собрать пару ладошек кисленьких ягод – вполне можно.

Ягода эта не особо популярна из-за большой косточки, но имеет приятный, ни на что не похожий вкус. А пока ваш вкус не полюбился местным комарам – продолжаем движение.

Впереди – архитектурный шедевр с одним из самых красивых видов на залив.

Город Приморск чуть больше Высоцка и тоже является портом. В этом месте, если посмотреть на карту, кажется, что кто-то откусил от берега практическим идеально ровный прямоугольный кусок. Это бухта Приморска с двумя мысами. Архитектурное чудо находится на правом из них.

Дело вот как было. К концу XIX века очередная деревянная церковь прихода Койвисто (так раньше Приморск назывался) совсем обветшала. И новый проект каменной церкви заказали одному из самых выдающихся финских архитекторов – Йозефу Стенбеку.

Возможно, что имя это вы никогда не слышали, но любители путешествий по соседке Финляндии, наверняка одну из его кирх видели. Они есть практически во всех городах. А поскольку Стенбек работал и в России, то увидеть его архитектурные творения можно и под Петербургом. Самая близкая кирха находится в центре Зеленогорска.

Кирху святой Марии Магдалены он спроектировал за год и построил за два. Суровый и прекрасный финский романтизм на берегу Финского залива. Даже Николай II приезжал увидеть это великолепие. От восхищения он подарил приходу 22 тысяч марок на покупку органа.

Массивная, мрачноватая, готическая, прекрасная. Эпитеты можно добавлять и добавлять.

Эта кирха имеет основание в виде креста, стены из местного неотесанного буро-серого гранита, а ее башенка выстреливает острым шпилем в небо на высоту в 60 метров. Поэтому найти точку, откуда кирху можно было бы сфотографировать целиком – задача довольно сложная.

А фотографировать обязательно захочется. И заостренные крыши, и удлиненные окна, и виды с каждой стороны. И памятник «Парус и крест», выполненный по проекту уроженца Койвисто, скульптора Алпы Саало. Крест символизирует память о погибших здесь русских и финнах, военных и гражданских, а парус — дружбу между русским и финским народами.

Жаль, что за историю свою кирха утратила колокольню, витражи и тот самый великолепный орган на тридцать один регистр. Говорят, что во время Великой Отечественной войны финны не успели его вывезти и закопали в местных лесах. Да так, что теперь никто найти не может.

Сегодня внутри расположился местный краеведческий музей. Заглядывать в него или нет – решайте сами, а вот спуститься за кирхой на берег залива – очень рекомендуем.

Берег завален валунами и зарос могучими деревьями, через которые проглядывает старая церковь. Виды захватывают, а скромное спокойствие этих мест запечатлевается где-то в глубине души, словно еще одна фотография.

Чуть дальше по шоссе можно увидеть и еще одну церковь, уже православную – храм в честь Собора новомучеников и исповедников Российских. Он был возведен в 2006-2010 годах. Белокаменный и аккуратный, но после кирхи сильного впечатления не производит.

Морской порт

Удобная естественная бухта Финского залива с давних времен использовалась как причал, где на крупные суда перегружался лес. В летний период года здесь под погрузкой могло находиться до двух тысяч судов (пароходы, парусники). Зимой (вплоть до появления железной дороги и электрификации поселка) порт пустел. Таким образом, навигация порта осуществлялась только 8-9 месяцев.

В настоящее время порт соединен с материком автомобильной и железной дорогами. Активное развитие он получил с 1990-х годов, когда построила здесь терминальные комплексы.

В городе Высоцк расположена Военно-морская база пограничных кораблей ФСБ.

В 2010-х годах Высоцкий морской порт состоял из двух терминалов — нефтепродуктового и угольного, в настоящее время ведется строительство еще одного — лесного терминала.

Навигация в наши дни в морском порту Высоцка – круглогодичная. В зимнее время плавание осуществляется с сопровождением ледоколов.

Высоцк СПГ. Загадки первого в России среднетоннажного СПГ-проекта

Статья в аналитическом онлайн-журнале «Геоэнергетика.ru»

24 апреля 2021г. президент России в режиме видеоконференции дал старт первой отгрузке СПГ с нового — второго СПГ-проекта НОВАТЭКа и первого среднетоннажного.

На теперь работают две производственные линии мощностью по 330 тысяч тонн СПГ в год, то есть общая производительность составит 660 тысяч тонн в год, и по этой характеристике проект относится к среднетоннажным – ими считают производства по сжижению природного газа мощностью до 1 млн тонн продукции в год. Кроме того, отмечалось, что в составе инфраструктуры «Криогаз-Высоцка» имеется резервуар для хранения СПГ емкостью 42 тысячи кубометров и причал, способный принимать танкеры-газовозы вместимостью до 30 тысяч кубометров. Обычно, когда речь идет о различных СПГ-проектах, принято оперировать не кубометрами, а тоннами, пересчет несложен: завод обеспечен емкостью для хранения вместимостью до 25 тысяч тонн СПГ, причал способен обслуживать газовозы, способные перевозить до 21 тысячи тонн продукции.+

Большой список загадок среднетоннажного СПГ-проекта

Казалось бы – а что еще нужно знать про этот проект? Такого вот объема информации вполне достаточно, но это только в том случае, если не дать себе роскоши попытаться задуматься чуть глубже. «Криогаз-Высоцк» называют проектом НОВАТЭКа, однако крупнейшей частной газовой компании России в акционерном капитале завода принадлежит только контрольный пакет в 51%, а оставшиеся принадлежат «Газпромбанку». Не самому Газпрому, а именно финансовой структуре – то есть условные «банкиры» внезапно приняли решение реализовать проект в реальном секторе экономики. А вот ресурсный источник для «Криогаз-Высоцка» принадлежит именно Газпрому – «источником» является Единая система газоснабжения (ЕСГ), газ в которую поступает из «глубины сибирских руд». Газпром – это точно не та компания, которая способна продавать газ по себестоимости, а в данном случае речь идет о ежегодных поставках на новый завод в объеме до 920 млн тонн – весьма приличный для внутрироссийского рынка потребитель, такую прибыль Газпром точно никому «прощать» не склонен. НОВАТЭК соглашается оплатить стоимость поставок Газпрому, оплатить производственные затраты – так на какую же маржу он тогда рассчитывает?

Напомним, что ресурсный источник крупнотоннажного является гигантское Южно-Тамбейское месторождение, лицензия до 2045 года на которое принадлежит НОВАТЭКу. НОВАТЭК на Ямале действует как вертикально интегрированная компания: сам провел все необходимые геологоразведочные работы, самостоятельно довел объем ежегодной добычи до 27 млрд кубометров, НОВАТЭКу принадлежит контрольный пакет акций в проекте «Ямал СПГ», НОВАТЭКу принадлежат танкреы-газовозы ледового класса ARC-7, которые в международной классификации имеют собственный класс – Yamalmax. А в Высоцке у НОВАТЭКа только контрольный пакет акций самого завода – газ поставляет Газпром, танкеры-газовозы фрахтуются на рынке или используются суда покупателей, да еще и половину прибыли придется отдавать банкирам.

Загадки проекта «Криогаз-Высоцк» на этом отнюдь не заканчиваются. была создана в 1993 году, в 2007 году все 100% ее акций были выкуплены польской финансовой группой CP Energia S.A., с 2009 года «Криогазом» руководит гражданин Польши Рышард Рудницки. В 2011 году «Криогаз» перешел под контроль «Газпромбанка», однако генеральный директор остался на месте. Под руководством пана Рудницки «Криогаз» построил малотоннажный завод в Псковской области – между прочим, именно с него прошли первые в России экспортные поставки СПГ в Евросоюз.


КСПГ Псков. Криогаз

Рышард Рудницки, отказавшись возвращаться в мир финансов, руководил работами компании при строительстве малотоннажного завода в Калининградской области, на завершающей стадии находятся переговоры о строительстве еще одного малотоннажного завода в Карелии. На сколь «замечательном» уровне находятся межгосударственные отношения России и Польши широко известны, однако со стороны польских финансистов отношение к СПГ-проектам на территории России самое дружественное, какое только можно себе представить. «Криогазу» принадлежит целый ряд патентов по технологиям малотоннажного сжижения, однако никто эти патенты из России даже не пытался «уводить», теперь уже бывшие польские владельцы не высказывали никаких претензий даже в тот момент, когда контроль над предприятием переходил под контроль банка, аффилированного с Газпромом, которого польские политики только что главным врагом Польской Республики еще не объявили.

Загадочно выглядит и месторасположение . Многие ли из вас, уважаемые читатели, раньше слышали про город Высоцк? Известен он, прежде всего, тем, что вот уже несколько лет «спорит» с Верхоянском за звание самого маленького города России. По данным на конец 2018 года в Высоцке проживало 1’115 (на всякий случай прописью – одна тысяча сто пятнадцать) человек, Высоцк опередил Верхоянск на целых 22 человека. «Криогаз-Высоцк» обеспечил 175 рабочих мест, его для Высоцка можно считать градообразующим предприятием – тут могут работать 15% населения города. Могут, но не станут, поскольку, вероятнее всего, трудиться будут «понаехавшие тут» из Выборга – до райцентра всего 30 км через морской пролив. Мало того – конкуренты по «градообразованию» не дремлют – не так давно ЛУКОЙЛ объявил о своем намерении уже в 2021 году приступить к строительству в Высоцке еще одного сухогрузного терминала для своих нефтепродуктов, что обеспечит еще 170 рабочих мест. По секрету заметим, что этот микро-город широко известен в узких кругах – через порт Высоцк в 2017 году вывезено 7,5% от общего объема экспортных поставок российского угля, причем весь этот уголь ушел в страны Евросоюза. Высоцк, таким образом – значимая величина для энергетики России, через него идут нефтепродукты и нефть, уголь, а теперь вот еще и СПГ.


СПГ , Источник: Yandex Карты

Но и это еще не все загадки «Криогаз-Высоцка». Среди прочих подробностей об этом заводе СМИ писали и о том, что на нем «будет использована технология смешанного хладагента со 100%-ным сжижением», но как-то стеснительно забыли рассказать о том, кому принадлежит патент на эту технологию, как обстоят дела с локализацией в России производства оборудования для этой технологии. Технология малотоннажного сжижения газа у России имеются – как мы уже говорили, патенты на нее получены , которая контролируется «Газпромбанком». Производство оборудования для этой технологии в России освоено весьма уверенно – подмосковный «Криогенмаш» успешно завершил переговоры о поставке мини-заводов СПГ в Китай. Но технологии среднетоннажного сжижения в России нет, единственное исключение – «Арктический каскад», патент на который принадлежит НОВАТЭКу, но в данном случае название исключительно говорящее. «Арктический каскад» разработан и будет применяться в арктической зоне России, поскольку для него климат Арктики является существенным производственным фактором, использование которого приведет к снижению себестоимости производства СПГ. Но Ленинградская область – это отнюдь не Арктика, так что для «Криогаз-Высоцка» явно подобрана какая-то другая технология.

Владимир Путин дал старт первой отгрузке СПГ с «Криогаз-Высоцка» 24 апреля 2021 года, однако к этому времени небольшие танкеры-газовозы неоднократно посещали заводской причал, на экспорт уже было поставлено с начала апреля до даты официального открытия завода около 70 тысяч тонн СПГ. Ну, и, что называется – «на дорожку»: пуско-наладочные работы оборудования «Криогаз-Высоцка» и подготовка необходимой документации для Ростехнадзора были проведены «Атомтехэнерго» — компанией, входящей в состав машиностроительного дивизиона Росатома.


Церемония первой отгрузки СПГ с

Список вопросов достаточно большой, хотя проект кажется не самым масштабным – «Криогаз-Высоцк» на самом деле весьма важен не только для его акционеров, но и для всей экономики России. На наш взгляд, краткость сообщений, посвященных этому заводу, сослужила не самую удачную службу – слишком уж многие не обратили на него особого внимания.

Российская романтика для польского предпринимателя

Попробуем дать ответы, традиционно используя для этого исключительно открытые источники информации, но начнем с почти философского, зато самого очевидного для автора этой статьи с его фамилией: по какой же такой причине Рышард Рудницки не вернулся в 2011 году в мир европейских финансов? Ответ до предела прост – скучно в Европе в последние годы, и чем дальше – тем скучнее. Крупных проектов практически не осталось, любая инициатива годами проходит согласования в бесконечных бюрократических лабиринтах Брюсселя – города, ставшего «столицей» Евросоюза. А Россия с ее непредсказуемостью, с ее масштабами – завораживает, увлекает, будит желание творить выдумывать пробовать. В Европе если уж проект того или иного производства согласован во всех инстанциях – он рано или поздно будет реализован в строгом соответствии со всеми предписаниями. В России все может выглядеть совершенно иначе, если, конечно, проект не имеет государственного значения.

Договор на строительство СПГ-завода в Псковской области «Криогаз» подписала в 2015 году – именно тогда местным властям удалось согласовать с федеральным правительством финансирование областной программы модернизации энергетической системы, в числе пунктов которой был предусмотрен и перевод двух стареньких мазутных котельных (в пушкинских Горках и в Опочке) на СПГ. СПГ – потому, что строительство газоотвода обошлось бы дороже, рациональнее проблему можно было решить за счет строительства мини-завода и автомобильной транспортировки. «Криогаз», получив кредит в «Газпромбанке» в размере 670 млн рублей, всего за год сумел построить малотоннажный завод расчетной мощностью 20 тысяч тонн СПГ в год (для этого требуется порядка 27 млн кубометров обычного газа), уложившись в контрактные сроки. Но за этот год что-то изменилось с планами министерства финансов, и деньги для модернизации котельных в Псковской области выделены не были. Итог – мини-завод СПГ появился, а, казалось бы гарантированный сбыт его продукции исчез.

Казалось бы, момент достаточно печальный – то ли держать завод закрытым, то ли выпрашивать у «Газпромбанка» кредиты на строительство в Псковской области СПГ-заправок для автотранспорта при условии отсутствия транспорта, способного использовать СПГ в качестве топлива. И вот при чем тут гражданин ЕС в качестве руководителя «Криогаза»? Да при том, что пан Рудницки был осведомлен о том, что Еврокомиссия, в целях усиления борьбы с выбросами вредных газов в атмосферу, издала очередную директиву – регулу, исполнение которой является строго обязательным для всех стран, входящих в ЕС. С 2025 года все суда, перемещающиеся в акватории Балтийского моря, должны использовать топливо с содержанием серы не более 0,5% — в семь раз меньше, чем это разрешено сейчас. Для компаний-судовладельцев это было, да и остается, шоком – нужно либо искать поставщиков дизельного топлива экстра-класса, либо устанавливать целые системы специальных фильтров весьма немалой стоимости. «Под напряжением» оказалась и компания Tallink – владелец и оператор паромов и паромной линии Таллин – Хельсинки. По ее собственным планам подходило время менять один из стареньких паромов на что-то новое и, чтобы не связываться со всеми этими фильтрами и супер-дизелем, она заказала на судостроительном заводе в Финляндии паром Megastar, судовая установка которого использует СПГ. СПГ по содержанию серы проходит любые нормативы, так что решение было логичным. Объем баков Megastar – 600 кубометров, на один рейс требуется 18 тонн СПГ, на год – 12’000 тонн. А дальше сработал стереотип: если судно будет ходить на газе, надо идти в Eesti Gaas. Там кивнули – отличный клиент, «надо брать», ведь СПГ-терминалы есть у соседей в Литве, можно даже с Польшей договориться.


Паром Megastar компании Tallink

И вот тут выяснилось, что от стереотипов придется отказаться. Литовский Indenpendence и польский «Свиноуйсьце» созданы для того, чтобы принять СПГ, провести регазификацию и отправить в газораспределительную систему газ. Никакой заправки самим СПГ, без регазификации, технически не предусмотрено. СПГ как бы есть – но его как бы нет. А финские корабелы докладывали, что строительство Megastar строго по графику, в первом квартале 2021 года они будут готовы передать судно заказчику. Eesti Gaas вполне мог попасть в неприятную ситуацию – если бы вынужден был отказаться от выполнения уже подписанных контрактов. Рышард Рудницки оказался тем человеком, который помог эстонским газовых дел мастерам понять, что при всем богатстве выбора другой альтернативы нет – СПГ-завод в Пскове на тот момент оказался единственным в регионе. В итоге два одиночества, одно – без сбыта, второе – без поставщика, в конце 2016 года встретились в Пскове и хлопнули по рукам, подписав контракт Eesti Gaas приобрел в Германии восемь криогенных прицепов, и теперь грузовики без устали носятся по маршруту Таллин – Псков и обратно. Megastar курсирует ежедневно, каждую ночь его заправляют по системе track-to-ship псковским газом, по итогам 2021 года Eesti Gaas аккуратно поставил те самые 12’000 тонн СПГ, работал пусть и не с полной нагрузкой, но хотя бы на 60% мощности. Ну, вот могло ли с паном Рудницки хоть что-то подобное случиться в его предсказуемом на все 100% Евросоюзе? Строить завод для внутреннего потребления, а в результате оказаться первым российским поставщиком СПГ в Европу – такое возможно только в России! Какие, к черту, скучные финансовые операции в Польше и в ЕС вот после такого-то?

Еврокомиссия свою регулу отменять не собирается, на стапелях вовсю идет строительство новых кораблей с двигателями под СПГ. Эстонские партнеры псковских газовых дел мастеров уверены, что объемы будут только увеличиваться – в конце 2021 года регула ЕК была дополнена новым требованием. Теперь в каждом порту Балтийского моря должна быть обеспечена возможность заправлять СПГ все корабли, которым это необходимо. Eesti Gaas, так уж получилось, стала первооткрывателем этого бизнеса, что дает определенные преимущества. Что еще сказать? В июне 2021 года «Криогаз» сообщил о том, что закончил разработку проекта второго своего завода в Псковской области – на 150 тысяч тонн. Портов в прибалтийских республиках не так уж и мало, рабочие места Псковской области точно не помешают. Сумеет ли эстонская по экспорту псковского СПГ – увидим, а пока просто констатируем факт: при подключении польского темперамента знаменитую «торопливость горячих эстонских парней» как рукой снимает.

Несколько слов о Высоцке

Достаточно прост ответ и на вопрос «почему Высоцк?». Первое наименование города – Тронгзунд, которое он получил от своего основателя, Петра I, который в 1710 году решил прикрыть морской подход к только что отвоеванному у шведов Выборгу островными укреплениями. Trong по-шведски – «узкий», sund – «пролив», отсюда и первое название. В 1864-1867 здесь была возведена уже вполне серьезная крепость, от которой в настоящее время сохранились только руины. Портом Тронгзунд стал в годы, когда городок именовался Уурас (uuras – «трудолюбивый») и входил в состав Финляндии. Порт Выборга не имеет больших глубин, у острова Уурас они имелись, так что решение было совершенно логичным. В 1940 Уурас отошел к Выборгскому району Карело-Финской ССР и тогда же получил статус города. После 1944, когда Уурас снова стал советским городом, прошла массовая замена наименований всех населенных пунктов Карельского перешейка, и зимой 1948 Уурас стал Петроостровом, но уже в конце того же года вновь сменил название в память героически погибшего здесь в годы советско-финской войны пулеметчика Кузьмы Демидовича Высоцкого.


Город Высоцк

В советские времена приграничный городок Высоцк был местом базирования военных кораблей, в силу чего порт немного подрос, но в конце 80-х оказался в заброшенном состоянии. В 90-х здесь началась перевалка углей Кузбасса – порт Санкт-Петербурга уже не справлялся с растущими объемами. Причуды 90-х годов – угольный бизнес здесь начинал Марк Петрович Гальперин, после ухода на покой уехавший из России к своей дочери в Австралию. Разработчик боевой информационно-вычислительной системы МВУ-110 «Узел» для дизель-электрических подлодок, профессор кафедры Ленинградского института точной механики и оптики, лауреат государственной премии СССР за участие в проекте подводных лодок «Варшавянка», создатель первых советских микропроцессоров и главный конструктор первой в СССР одноплатной мини-ЭВМ. Для тех, кто заинтересовался такими пируэтами в биографии ученого и города Высоцк, рекомендуем книги самого Марка Гальперина «Прыжок кита» и «Киты меняют кожу» («прыжок кита» — маневр экстренного всплытия подлодки после ее погружения на опасную глубину).

В Высоцк проложена железная дорога, которая в комплекте с большими глубинами и стала основой для развития угольного порта, а в начале нулевых здесь появился и второй порт, построенный ЛУКОЙЛом для перевалки светлых и темных нефтепродуктов. ЛУКОЙЛ намерен строить вторую очередь порта, есть планы по строительству грузовых терминалов для товаров лесопереработки. Будет ли расти Высоцк как город или же тут будет все больше людей из Выборга, пока сказать сложно – из райцентра в город-порт ведет еще и автомобильная дорога, но вот то, что значение этого транспортного узла будет только увеличиваться, спорить не приходится.

Промышленная группа «Газпромбанка»

Давайте еще раз посмотрим на акционерный состав «Криогаз-Высоцка». Контрольный пакет у НОВАТЭКа, 49% у «Газпромбанка» — кажется, все понятно, все традиционно: НОВАТЭК начинает не первый проект, в который затем приглашает других участников, так происходило с «Ямал СПГ», по тому же алгоритму сейчас реализуется проект «Арктик СПГ-2». Но с «Криогаз-Высоцк» все происходит с точностью до наоборот: это «Газпромбанк» разработал проект среднетоннажного СПГ-завода в Высоцке, это «Газпромбанку» каким-то чудом удалось договориться с Газпромом о строительстве газоотвода, мощность которого позволяет поставлять на «Криогаз-Высоцк» до 2,5 млрд кубометров газа в год. Не исключено, что есть какие-то тесные связи между председателем совета директоров «Газпромбанка» и председателем правления Газпрома – тема ищет исследователей, мы ограничимся тем, что подскажем направление поисков: именно эти два поста совмещает Алексей Борисович Миллер.

Только после того, как проект прошел все стадии согласования, господа банкиры пригласили к участию в нем НОВАТЭК. Согласитесь – совершенно необычно и для НОВАТЭКа в частности и для российского банковского сектора вообще. Вот только, когда речь идет о «Газпромбанке», приходится ломать стереотипы. Этот банк владеет 100% акций ОМЗ, холдинга «Объединенные машиностроительные , в составе которого Ижорские заводы, ОМЗ-Спецсталь и ОМЗ-литейное производство в Санкт-Петербурге, Глазовский , Уральский металлургический в Екатеринбурге, уже упомянутый «Криогенмаш» в Балашихе и чешское предприятие Skoda JS a.s., которое тихонько так производит оборудование для АЭС с реакторами ВВЭР, PWR, BWR и оборудование для хранения облученного ядерного топлива. «Газпромбанку» принадлежит 100% акций «РЭП-холдинга», в составе которого старейшее промышленное предприятие Петербурга «Невский , институт энергетического машиностроения и электротехники. «Газпромбанк» — это еще и ОАО «Гипрокислород», которое в советское время именовалось «Государственный институт по проектированию кислородных заводов». Список можно продолжать и дальше, а заодно досадовать, что промышленные предприятия «Газпромбанка» не консолидированы в единую структуру – не очень удобно искать, кто входит в эту условную промышленную группу. Общий вывод очевиден – «Криогаз-Высоцк» отнюдь не случайный проект для «Газпромбанка».

Французская технология с русским акцентом

Об успехах России писать легко и приятно, но «узких мест» в нашей промышленности, прямо скажем, достаточно. Одно из них – отсутствие собственных технологий среднетоннажного сжижения природного газа и логично вытекающее отсюда отсутствие производства соответствующего оборудования. На «Криогаз-Высоцке» будет использоваться технология Liquefin™, патент на которую принадлежит французской компании Air Liquide. Этот лицензиар был выбран «Газпромбанком» весьма тщательно: именно Air Liquide согласилась на жесткое требование российских «газовых банкиров»: готовность полностью раскрыть свое ноу-хау для разработки российской технологии производства технологических линий. В результате уже при производстве оборудования для первого проекта, которым стал «Криогаз-Высоцк» уровень локализации составил 60-70%.

Уже сейчас очевидно, что промышленной группе «Газпромбанка» явно под силу довести уровень локализации до 100%, теперь это просто вопрос времени. Изначально «Газпромбанк» наверняка был уверен, что справится с проектом завода в Высоцке самостоятельно, безо всяких компаньонов – надо же кому-то решить проблему газификации Финляндии, сколько уже можно! Нет, все в порядке, тут все буквы на месте: из-за гранитных полей, покрывающих немалую часть территории этой страны газификация за счет прокладки трубопроводов возможна далеко не везде. Gasum, государственная газовая компания Финляндии решает проблему единственно возможным способом – за счет поставок СПГ, а у Газпрома кое-какие связи с этой компанией имеются – до весны 2021 года российскому концерну принадлежали 25% ее акций. Казалось бы – ну что такое эти вот 660 тысяч ежегодных тонн СПГ из Высоцка для целой Финляндии? Однако финские парни нерасторопностью отличаются только в анекдотах – у Gasum до октября 2021 года была собственником 70% акций норвежской компании Skangass AS, лидера в поставках СПГ в Скандинавии через собственную сеть и обладателя долгосрочного контракта с СПГ-заводом Risavika LNG Production в норвежском Ставангере.

В октябре ситуация у скандинавов существенно изменилась – нет больше компании Skangass AS, есть только компания Gasum, финны выкупили все 100% акций и дали ей свое название. Итог – подписать контракт на весь объем продукции «Газпромбанку» с финнами так и не удалось, и вот только тогда в проект «Криогаз-Высоцк» был приглашен НОВАТЭК. Кстати, распределение акций практически точно совпадает с теми объемами СПГ, которые будут распределять «Газпромбанк» и НОВАТЭК. У банка – среднесрочный контракт с Gasum на 300 тысяч тонн продукции в год, оставшиеся 360 тысяч тонн предстоит реализовывать НОВАТЭКу. Кредиты, лизинги, десятки крупных проектов, промышленная группа – ну, вот не захотелось банку брать на себя еще и газовый трейдинг, проще было пригласить профессионалов из НОВАТЭКа, тем более, что этой компании производство СПГ в Балтийском регионе явно было необходимо.

Российско-бельгийский проект в немецком порту, Росатом, СПГ и миниатюрный «глобализм»

В октябре 2021 года совместное предприятие НОВАТЭКа и бельгийской газовой компанией Fluxys получило в аренду земельный участок в немецком порту Росток, где будет строиться СПГ-терминал мощностью 300 тысяч тонн в год. Цель создания терминала – бункеровка морских судов, использующих СПГ в качестве моторного топлива и реализация продукции в автоцистернах на европейском рынке. Именно возможность реализации СПГ мелкооптовыми партиями, обеспечивающими максимальную торговую маржу – причина, по которой НОВАТЭК вошел в проект в Высоцке, а побудительным мотивом для бельгийцев является все та же регула Еврокомиссии о снижении содержания серы в выхлопных газах морских судов. Кажется, список загадок «Криогаз-Высоцка» уже подходит к концу, осталось совсем немного – разобраться, каким образом в проект оказалось вовлечено одно из предприятий Росатома и откуда на спотовом европейском рынке СПГ появились партии этого товара еще до первой официальной с нового терминала в Высоцке.


Порт города Росток (Германия)

У любого нового производства в России для запуска в эксплуатацию есть необходимость в решении двух задач. Необходимо обеспечить пуско-наладочные работы, чтобы убедиться – технологические цепочки разработаны и созданы грамотно, все будет работать так, как запланировано. Вторая задача – суметь доказать Ростехнадзору, что на производстве все соответствует всем нормативам и требованиям, в том числе и по безопасности. Для «Ямал-СПГ», к примеру, этот этап взяла на себя международная компания Technip, с которой у НОВАТЭКа был подписан ЕРС-контракт, что вполне логично. На «Ямал-СПГ» используется технология АР-3Сtm от американской Air Products, Technip – тоже американская компания, вот ей, как говорится, и карты в руки. Но в Высоцке используется «русифицированная» французская технология, поэтому пусконаладку и подготовку документации для Ростехнадзора отдавать в чужие руки не было ни малейшего резона. А дальше логическая цепочка рассуждений была очевидна: говорим Ростехнадзор — автоматически вспоминаем про Росатом, поскольку не только АЭС, но и ни один другой ядерный и радиационный объект в эксплуатацию принимается только после тщательнейших проверок со стороны государственного регулятора России. Говорим Росатом и Ростехнадзор — автоматически вспоминаем про «Атомтехэнерго», поскольку именно эта компания все годы своего существования специализируется именно на проведение физических и энергетических пусков АЭС, в силу чего непосредственно контактирует с Ростехнадзором и отлично знает предъявляемый им уровень требований. Пазл сложился, и 150 атомщиков с февраля 2021 года отправились в командировку в славный город Высоцк.

Пуско-наладка технологических линий завода – это еще и ответ на загадку досрочных поставок СПГ из Высоцка, ничего необычного в этом нет. Даже в том случае, когда в цеху появляется новый совсем простенький токарный станок, его сначала проверят – соответствует ли он паспортным данным. Линию для сжижения смонтировали – тут же и проверили, все ли в порядке с технологией. А результат проведения пуско-наладочных работ – те самые 70 тысяч кубометров СПГ, которые и были проданы небольшими партиями на спотовом рынке. Если внимательно посмотреть на все сообщения по этому поводу – эти 70 тысяч кубометров были доставлены различным потребителям за семь рейсов, то есть партиями по 10 тысяч кубометров.

Не более, чем технологическая необходимость, никаких глобальных выводов из этого делать нет никакой нужды. А таковые имелись – несколько СМИ успели написать о «глобальном наступлении российского СПГ на Литву». Эта страна действительно прикупила три партии СПГ у «Криогаз-Высоцка», вот только ничего глобального в этом точно не было. Три партии СПГ из Высоцка – это около 30 тысяч кубометров СПГ или, после регазификации, чуть более 25 млн кубометров газа в его обычном состоянии. А годовая мощность регазифкационного судна Independence, которое с 2015 года трудится в морском порту Клайпеды – 4 млрд кубометров. Процентное соотношение предлагаем высчитывать самостоятельно, у нас вот получается, что «Криогаз-Высоцк» сумел задействовать 0,6% мощности Independence. Глобальные выводы, говорите? Ну-ну. Да и не так велик тот Евросоюз, чтобы в Литве не знали про российско-бельгийский проект в немецком порту – все отлично понимают, что СПГ из Высоцка «на сторону» НОВАТЭК будет продавать немного и недолго. Недолго – это ровно тот период времени, который уйдет на строительство СПГ-терминала в Ростоке, не более того.

Главный же для промышленности России результат реализации проекта «Криогаз-Высоцк»: то, что на следующих среднетоннажных СПГ-проектах локализация вырастет до 95% — промышленники освоили новое для них направление производства. Сильно ли отличается оборудование, которое требуется от «французской технологии с русским акцентом» Liquefin™ от оборудования, которое необходимо для запатентованной НОВАТЭКом технологии «Арктический каскад»? Вот тут требуется ответ от более сильных профессионалов, а мы со своей стороны отметим, что на четвертой технологической линии «Ямал СПГ», которой и станет первая, опытно-промышленная, линия «Арктического каскада», будут использованы газовые турбины мощностью 32 МВт. Вот цитата с сайта РЭП-холдинга:

«РЭП Холдинг» производит высокотехнологичный газоперекачивающий агрегат «Ладога-32» для условий эксплуатации любой сложности, который отличают высокий КПД (36 %), низкий уровень выбросов и значительный ресурс работы».

Впрочем, про «Арктический каскад» и про проект «Обский СПГ» — уже не в этой статье.

Автор: Борис Марцинкевич, Главный редактор журнала «Геоэнергетика.ru»

Источник: Аналитический онлайн-журнал «Геоэнергетика.ru»

Поделиться этой новостью

Крепость Тронгзунд Высоцка

Это фортификационное оборонительное укрепление, которое частично сохранилось до наших дней. Расположена крепость на окраине города. Строилась с целью прикрытия города Выборга с моря. Была построена в 1867 году в самом узком месте залива, перешеек шириной примерно 170 метров. Крепость состояла из бастионов, батарей и казематов, которые были созданы в скалистых берегах острова. Но со стремительным развитием артиллерии крепость превратилась в малоэффективное сооружение. В настоящее время большая часть ее укреплений разрушена, а уцелевшая часть сильно поросла лесом.

Является памятником архитектуры Выборгского района Ленинградской области.

Остров Густой

Остров является геологическим памятником природы. Занимает площадь около 41 гектара. Расположен в 7 километрах от г. Выборг и в 2 километрах от г. Высоцк. Здесь расположены уникальные формы рельефа, которые в геоморфологии называются «бараньи лбы». Они представляют собой скалы в виде выступающих на поверхность гранитов. Эти скальные образования пологие и гладкие с одной стороны и обрывистые с другой. Образованы в результате движения ледника.

Остров Густой является особо охраняемой природной территорией Ленинградской области. Здесь приморские луга и сельговая растительность, обитают животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

Маяк Стирсудден и дача Книпович

Пока будете двигаться по трассе к следующей точке – поразмышляйте, а надо ли оно вам. Маяк Стирсудден – старинный и интересный, но вот с доступностью у него явные проблемы.

Кстати, для размышлений вполне подойдет чудесный пляжик. Есть на трассе между Зеленогорском и Приморском местечко, которое на картах называется Балтийское. В этом месте трасса проходит почти по самой кромке Финского залива.

Пляж здесь песчаный с огромным приметным валуном над обрывом. А еще он абсолютно уединенный. Плотность отдыхающих не превышает пары человек на полкилометра. Чайки носятся над волнами, солнышко припекает и ветер задувает не очень сильный, разбиваясь о высокий берег. А вот и координаты 60°19’23.0″N 28°49’38.0″E.

Итак, о маяке. Интересен, он, в первую очередь тем, что находится не на береговой линии, а на высоком холме. До берега здесь, наверно, с километр будет. Именно отсюда он прекрасно виден морякам, проходящим мимо на Сейвястовского мыса. Место это коварно мелями, потому и маяк еще в 1872 году построили. Высота огня маяка над уровнем моря – 47 метров.

Кстати, его мельком видно даже с трассы. Есть вероятность, что с приходом листопада, маяк можно будет с трассы даже сфотографировать. А сейчас он спрятан за густой листвой и замками.

Подхода к маяку есть два. От автобусной остановки после деревни Озерки и лестнице или чуть дальше по дороге, крытой бетонными плитами, что поднимается на холм. Правда с одной и с другой стороны вплотную к маяку подойти не получится. Маяк действующий, а значит охраняемый. На данный момент он находится на территории военной части.

По одной версии, увидеть маяк вблизи и, даже попасть в музей маяка, можно, договорившись с его смотрителем. Остается вопрос, как его найти? По другой версии, попасть на территории можно только военным, проси-не проси.

В любом случае, сделать фотографии, просунув руки через решетку – вроде бы, никто не запрещает. А военная часть выглядит безлюдной, несмотря на пышные клумбы на въезде.

Кстати, полосатая башенка маяка, которую вы сможете увидеть через забор, исторической не является. Маяк Стирсудден был разрушен во время Великой Отечественной. Поэтому сегодняшняя его версия только находится на историческом месте. Увидеть старый Стирсудден можно только на столь же старой фотографии.

Так что, что нашлись среди вас самые отчаянные путешественники, которые все же захотели сделать остановку? Тогда уже только для вас расскажем и еще один секретик этого места.

Знаете, почему его называют «маяк революционеров»? А кто такой «Дяденька», знаете? Ну вот, чему только в школе учили!

«Дяденькой» однопартийцы-большевики величали Лидию Книпович. То ли, чтобы законспирировать женщину получше, то ли за внешность … Хотя близкая подруга называла ее еще более неласково, «товарищ Чухна». В ответ Книпович называла подругу «товарищ Крупа». И, тут, наверное, становится все понятно.

Конечно, речь идет об одном из побегов Ленина из-под бдительных очей царской охранки. Здесь, под самым маяком, на даче товарища и близкого друга Книпович, он скрывался с женой и тещей.

В память об этом была установлена скромная стела, которую найти среди буйной и высокой растительности можно разве что случайно. Видно, что эти ели были специально посажены теми же людьми, кто памятник возводил, но теперь они выросли до самых небес и внизу от раскидистых лап неприятный полумрак. От самой дачи Книпович остался лишь каменный фундамент, настолько заросший травой, что даже на фотографиях его не видно.

Остается лишь добавить, что осмотр этого места много времени у вас не займет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]