В начале мая был опубликован проект нового генплана Курска авторства института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», рассчитанный на реализацию до 2040 года. Губернатору Роману Старовойту его презентовали 25 мая: на мероприятии выступали руководитель проекта Ольга Енина и главный архитектор проекта Ирина Ратникова.
«Мы договорились, что будем готовиться к 1000-летию Курска. В рамках этой работы мы провели архитектурный конкурс на разработку архитектурной концепции реновации исторического центра города. И прежде, чем приступать к инженерному проектированию этих объектов, надо разработать и утвердить градостроительную документацию, коей, конечно, является градостроительный план Курска», — отмечал Роман Старовойт.
Проект вызвал споры среди горожан, а одним из самых проблемных моментов стала запланированная дорога через дачи и сосновый лес в районе КЗТЗ. Из-за возникшего социального напряжения (или по другим причинам) общественные слушания, запланированные на конец мая, перенесли на месяц. Как сообщал глава региона, за это время разработчики должны учесть ряд замечаний. О каких именно замечаниях идёт речь, пока не уточнялось.
Всех желающих попросили направлять свои замечания в комитет архитектуры и градостроительства Курска: для этого надо до 11 июня прийти на улицу Ленина, 69 или отправить их на электронную почту
Параллельно о готовности провести своё обсуждение заявили курские общественники Владимир Синельников и Олег Погожих из Инспекции общественного контроля: в прошлый раз такое мероприятие посвящалось судьбе трамвая. О точной дате и времени обещают сообщить в ближайшие дни.
Генплан — документ, в котором изложено планируемое состояние и назначение территорий муниципального образования. В нём утверждаются границы населённого пункта, функциональные зоны и схема размещения объектов местного значения.
Важно выделить два момента. Во-первых, в законодательстве нет никаких санкций за не реализацию намерений, заложенных в генплане, поэтому некоторые инфраструктурные проекты могут и не воплотиться, так и оставаясь «на бумаге». Во-вторых, функциональное зонирование в генплане не накладывает требований и ограничений на земельные участки, но готовит почву для разработки карты градостроительного зонирования в правила землепользования и застройки и градостроительных регламентов.
Подходит больше для деревенского образа жизни, чем для городского
На презентации проекта Ольга Енина поблагодарила чиновников за выданный карт-бланш, отметив отсутствие давления и возможность высказать точку зрения института на вариант развития города.
Изучая современное состояние Курска, разработчики отметили значительную протяженность города с севера на юг и преобладание индивидуальной застройки, «подходящей больше для деревенского образа жизни, чем для городского». Позже с наблюдением согласился и Роман Старовойт.
По данным «Гипрогора», из-за дефицита свободных территорий Курск тяготеет к экстенсивному развитию города с расширением своих границ, а точечный характер застройки лишь усугубляет ситуацию. Исторический облик, которому необходимо бережное отношение, «пострадал от хаотичной усадебной застройки».
Кроме исторического центра в Курске так и не сформировалось дополнительных точек притяжения и общественных пространств, дисбаланс есть и в обеспечении зелёными насаждениями разных районов.
В ответ на это разработчики предложили ориентацию на более компактное развитие в городской черте и усиление связей между существующими территориями. Концепция генплана, по словам сотрудников «Гипрогора», исходила из развития Курска без изменения текущих городских границ. В центральной части города запланировано повышение плотности застройки малоэтажным и среднеэтажным жилыми домами в соответствии с ранее разработанной стратегии социально-экономического развития города.
Отмечено, что обеспеченность горожан зелёными насаждениями сейчас в четыре раза меньше норматива: всего 4,2 кв. м на человека при необходимых 16. Для решения этой проблемы предлагается создать систему зелёных насаждений, в том числе — в спальных районах города, и реализовать концепцию «города-парка».
Но по большей части поставленную цель планируют достичь включением в зону «зелёных насаждений» для рекреакционных целей городских лесов — в том числе, 9 га в районе проспекта Энтузиастов и 27 га в урочище «Лог-3». Чтобы формально не уменьшать количество городских лесов, в них планируют включить земли урочища «Крутой лог» и территории природоохранного значения.
Карта Курска с домами. Особенности архитектуры и достопримечательности города
На территории Курска встречаются уникальные здания, относящиеся к архитектуре 19 века. Любители истории найдут в городе много интересных мест. С помощью маршрутов Курска на карте можно распланировать прогулку по городу, чтобы осмотреть все достопримечательности:
- Прекрасными образцами старинной архитектуры являются здание бывшего Дворянского собрания, усадьба купца Хлопонина, а также Казначейский дом.
- Совершая прогулку по городу, стоит посетить многочисленные музеи. Это музей археологии, краеведческий, литературный, зоологический, а также музей автомобильного транспорта и даже трамвая.
- На территории города с помощью карты Курска с улицами в хорошем качестве можно найти известный храм Успения Божьей матери и великомученика Никиты.
- Стоит посетить католический храм Успения Богородицы. Он был возведен в 19 столетии. Здание было выполнено в неоготическом стиле.
- В городе представлено множество театров. Карта Курска с улицами и домами поможет найти знаменитый театр кукол.
- Любители изобразительного искусства могут посетить картинную галерею. На ее территории располагается более восьми тысяч произведений искусства, относящихся к 16-20 столетиям. Также в коллекциях музея находятся разнообразные предметы живописи, скульптуры, а также народного и прикладного искусства. Галерею поможет найти карта Курска с номерами домов.
- Интересной достопримечательностью считается Триумфальная арка. Данный комплекс можно найти на проспекте Победы. Арка возвышается на высоту 24 метра. На прилегающей аллее находятся разнообразные виды военной техники.
Дорога через лес и СНТ
Момент, вызвавший наибольший общественный резонанс — строительство магистрали, соединяющей проспект Плевицкой и микрорайон Волокно. По проекту она должна пройти через лес в микрорайоне КЗТЗ. Разработчики объяснили, из чего исходили при проектировании дороги:
«Было предложено продолжение проспекта Надежды Плевицкой в южную часть города и соединение его с проспектом Ленинского комсомола. Нами прорабатывалась трассировка этого проекта общегородского значения, потому что сейчас город держится на одной связке, улице Энгельса. Вы сами знаете, что там в часы пик бывают пробки: для такого города нам необходим дублёр. Мы проложили эту трассировку там, где есть трасса ЛЭП, а на территории городских лесов есть просеки».
Исходя из пояснений сотрудников «Гипрогора», вырубка леса на этом участке будет минимизирована, так как дорога пройдёт по уже существующей просеке.
Несмотря на это, значительная часть курян выступает против новой магистрали: люди опасаются, что трасса уничтожит сложившуюся экосистему, лишит их места для прогулок, и отдыха, а леса в будущем отдадут под жилую застройку. Поддерживающие строительство трассы отмечают, что проблема соединения разных районов назрело давно, а других вариантов её решения нет.
«Где-то публикуют, что это уже утверждённый генплан, что лес вырубать будут. Вы мою позицию знаете: я лично за каждое дерево буду биться и стоять охранять его круглосуточно. Разного рода спекуляции абсолютно преждевременны, прошу относиться к этому именно так, надо спокойно обсуждать и искать компромиссные решения. Наша позиция — сохранить всё лучшее, что есть в Курске. Если строить — то только в ситуации, когда это поддерживается жителями», — отмечал Роман Старовойт на презентации проекта генплана.
Возмущены члены СНТ, находищихся вдоль улицы Сумская: помимо того, что дорогу запланировали провести через их территории, сами садовые участки должны перейти в земли под среднеэтажную застройку жилыми домами. Вскоре к ним присоединились отдельные представители политических партий и бизнесмены, чьи коммерческие площади располагаются как рядом с дачными участками, так и на самих землях, предназначенных для садоводства и огородничества.
В итоге 27 мая состоялась встреча дачников с чиновниками городского комитета архитектуры и мэром Виктором Карамышевым. Последний сообщил, что «никакие вопросы в градостроительной политике не будут решаться за счёт курян» и поделился своими подозрениями в эксплуатации вопроса некими политическими силами.
Представители СНТ «Дружба», «Моква» и «Коммунальник» рассказали, что в них располагается 1 200 участков, владельцы которых находятся в отчаянии: люди продавали квартиры, вкладывались в свою землю, но теперь не понимают, что с ней станет.
Виктор Карамышев сообщил, что ни о каком сносе речь не шла даже в проекте. Мэрия поделилась двумя альтернативными вариантами дороги: первый с подъездом к ней через железнодорожный мост, второй — с реконструкцией улицы Конорева.
Проектом запланировано строительство и других трасс: одна из них должна соединить улицу Садовую и улицу Нижний план, проходя через «курган» — небольшое зелёное «пятно» в центре города на берегу Кура.
Всего разработчиками на презентации было представлено развитие шести магистральных направлений:
Интересно, что на проекте нового генплана отсутствует ранее вызывавшая резонанс дорога через Хохлов лес, которая должна соединять улицу Сонина и кольцо на 2-й Новоселовке. По мнению ряда собеседников «Края», это стало одной из причин отправки генплана на доработку.
Карта Курска (Курская область). Общие сведения о городе
Курск – город в России, административный центр Курской области. Курск – важный промышленный, транспортный и культурный центр Центральной России.
Первое упоминание об этом городе относится к 1032 году, сам же Курск за свою тысячелетнюю историю не раз осаждался татаро-монголами, поляками, литовцами и крымскими татарами. Курск – «Город воинской славы».
На онлайн карте Курск можно разыскать у западных границ Российской Федерации, в 150 км к востоку от российско-украинской границы, на берегах реки Сейм и ее притоков – Тускари, Моквы и Цветовского ручья.
В Курске проживает 448 тысяч жителей.
Леса
Вопреки сложившейся у многих картине, новая дорога через СНТ не предполагает вырубку леса под строительство жилых домов. Вывод 36 га из городских лесов предлагают провести в других районах: 16 га в районе улицы Энгельса и 20 га под многоэтажное жильё на улице Малышева.
Часть территорий некоторых СНТ также предлагается перевести в жилые, но уже под ИЖС и среднеэтажную застройку. От прошлого генплана проект отличается понижением этажности: куда больше внимания предлагается уделить малоэтажной и среднеэтажной застройке, а потенциальное количество домов выше девяти этажей — уменьшить. Больше таунхаусов, меньше высоток.
Как и в прошлом (ныне действующем) генплане, Знаменская роща предназначена под зону специализированной общественной застройки.
Как выглядит обновленный проект генплана Курска
Статьи
Проект генплана Курска 2021 готов. Впереди еще публичные слушания, последние корректировки, но основной массив вот он — на столе у председателя комитета архитектуры и градостроительства города Курска Ирины Аникеевой. Перед нами также карта города и схемы отдельных проблемных решений — корректировка генплана 2008, 2016, предложения Гипрогора, замечания и схемы, нарисованные общественниками и горожанами.
— Это было соучаствующее планирование, а сам генплан получился, действительно, народный. Никогда еще обсуждения проекта генплана не были такими массовыми. Это связано, конечно, с развитием соцсетей. Бурно, детально, буквально «под лупой» горожане обсуждали проект. Без внимания не остался ни один проезд, ни один участок. В общей сложности поступило более 5 тысяч предложений, все они были направлены в Гипрогор.
Еще раз. Зачем нужен был новый генплан
Генплан Курска разрабатывается с учетом перспективного развития города, с целью организации новых и реконструкции существующих районов, обеспечения их транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Разработка градостроительной стратегии выполнена с расчетным сроком на 20 лет, то есть до 2040 года.
— Это документ на перспективу, это стратегия развития Курска, — говорит Аникеева. — Почему Курску необходим новый генплан? В 2019 году была утверждена стратегия социально-экономического развития Курска, была разработана комплексная схема организации дорожного движения, изменились границы города, необходимо было определить функциональные зоны для новых территорий, вошедших в состав города. Изменилась градостроительная ситуация в центре после архитектурного конкурса по восстановлению историко-культурного облика «Курск — 2032». Также в генплане необходимо было отобразить появившиеся охранные зоны объектов культурного наследия и поставленные на кадастровый учет зоны затопления и подтопления. Всё это нужно было учесть в главном градостроительном документе.
Какие проблемы решит генплан?
Люди выбирают для жизни те города, где могут реализовать свой потенциал, где высокое качество гороской среды, где комфортно жить и растить детей. Уже много лет молодежь уезжает из Курска. И не только из-за высоких столичных зарплат. В Курске сейчас нет исторического ядра, не использован потенциал рек, нет вело-пешеходных маршрутов, много депрессивных мест — целые кварталы аварийного жилья и заброшенные промплощадки, пустыри вместо парков, устаревшая улично-дорожная сеть, а следовательно неизбежные пробки.
— Стратегия развития города призвана устранить все эти недостатки. Раньше все города, в том числе и Курск, строились по принципу — центр и вся жизнь развивается вокруг него. Сейчас от этой модели отказываются. Мы также намерены реализовать полицентрическую модель — повысить связь микрорайонов, изменить функционал территорий, насыщать жизнь микрорайонов, использовать принцип квартальной застройки и комплексного развития территории, — отмечает Ирина Геннадьевна.
Курск ждет понижение этажности. Это не значит, что высотки будут сносить. Это значит, что жилье, которое будут строить на 70% — дома не выше 8 этажей. Общественные пространства будут не только появляться, но и наполняться смыслом. Так, например, планируется благоустройство «кургана» — Аничкиного парка и наполнение функционалом и смыслом парка «Героев Гражданской войны» («Бородино»). До 2040 года появится 25 просветительских проектов, 39 спортивных объектов, 50 спортплощадок (в том числе футбольных, баскетбольных полей).
Зеленый каркас города увеличится более, чем на 400 гектаров.
— Люди устали гулять по торговым центрам. У нас нет и уже не может появиться Кремль, но у нас есть детинец. Его мы намерены наполнить культурно-досуговым смыслом. Здесь будет картинная галерея, краеведческий музей, креативный кластер, выставочные пространства. Сюда куряне будут приходить, гулять, с удовольствием проводить время, — говорит председатель комитета архитектуры и градостроительства города Курска. — В генплане предусматривается создание пешеходных улиц: «квартал Малевича» — ул. Почтовая, от ул. Гайдара к Цыганскому бугру — к этническому элементу («Городу мастеров»); создание 128 км велодорожек.
Велосипедный маршрут «Большое серебряное кольцо» пройдет вдоль реки Тускарь по Ямской слободе — Стрелецкой слободе — Казацкой слободе — Пушкарной слободе — Знаменской роще — ул. Тропинка — проспекту Победы — ул. Карла Маркса — Фестивальная — в районе ул. Гудкова вдоль реки Тускарь и соединяется с началом трассы вдоль реки Тускарь. «Малое серебряное кольцо» проложат вдоль реки Тускарь по слободам — Ямской — Стрелецкой — Казацкой — Пушкарной — на Прогулочную — Карла Маркса (в районе ул. Гвардейская) и соединяется с началом трассы вдоль реки Тускарь.
— Эти маршруты проложены с учетом видовых точек — мимо рек, храмов, слобод, где будут воссозданы этнические элементы и дух старого Курска. Это значит, что будут не просто построены велодорожки, а расчищены и благоустроены берега рек, почищено русло и поднят уровень воды в реках Кур и Тускарь, — объясняет Аникеева. — Это повысит экологичность проживания. Мы не станем Нидерландами, но мы должны создать условия для оздоровления курян, для их активного образа жизни. У нас сложный, интересный ландшафт, мы можем планировать не только вело-трассы, но и лыжные. Предусматривается строительство мини-зоопарка, дендрария, скейт-парка — всё это отражено в генплане. Под каждый объект запланирована территория.
Болевые точки. Было/Стало.
Проект генплана вызвал не только массовые обсуждения, но и волну критики. Властям пришлось встречаться с жителями каждого округа и инициативными группами протестующих против строительства дорог или перевода земель из ИЖС в зону застройки средней этажности. Чиновники обещали, что все замечания будут учтены, а категоричные отказы жителей найдут отражение в генплане.
— Дорога на Плевицкой через территорию СНТ в Мокве исключена. Застройка в районе проезда Энгельса — исключена, — перечисляет Аникеева. — Реновация Цыганского бугра, Очаковской слободы — люди выступили против, предложения исключены, территория осталась под ИЖС. Предлагался мост через проток Кривец, планировалась организация путепровода, но жители Цыганского бугра были против, оставили только пешеходный мост. Убрали все проезды, с которыми не согласились люди. Территория по ул.Малых от площади Добролюбова до Полевой предлагается как смешанная общественно-деловая застройка. Дело в том, что там уже находится суд, фабрика окон, храм, различные магазины, склады, базы — функционал огромен. Если под каждый участок будут выделять зону разрешенного строительства, получится лоскутное одеяло. Поэтому для этой территории лучше всего подходит смешанная общественно-деловая застройка. Там может быть и жилье, причем любой этажности. Такая же зона установлена и в центре Курска, где у нас и ТЦ, и жилые дома, и офисы, и социальные учреждения и многое-многое другое.
Компромиссом стала дорога, которая должна связать Энгельса и ПЛК.
— Строительство этой дороги предусматривал генплан и 2008 года, и редакция 2021 года. Она необходима, потому что даже реконструкция Кулакова не разгрузит сложную дорожную ситуацию. Сразу скажу, что сноса домов и вырубки деревьев не будет. Вместо 4 полос будет 2 полосы, которые пройдут по бывшей железнодорожной ветки. Там насыпь, на которой можно вместить 2 полосы, — подчеркивает Аникеева. — Еще раз: лес вырубать не будут.
Жители СНТ «Дружба», «Моква», «Коммунальщик» просили перевести землю из садовых участков в ИЖС.
— Это останется территория садовых участков. Почему? Сейчас объясню. Это старые дачи, где участки давно поделены. На них можно строиться, регистрировать жилье и проживать. Но проезды не позволяют проехать ни «скорой», ни пожарной машинам. С учетом уже существующего раздела не может быть обеспечена ни социальная инфраструктура, ни дорожная. Если мы отобразим эту зону ИЖС, то нужно строить дороги, а значит — изымать землю. Нужно строить школу, детский сад, поликлинику, а значит — изымать землю, чтобы не было таких последствий там оставили сады. Мы сказали, если принесете протокол решения общего собрания о переводе земель в ИЖС, мы, конечно, внесем правки. Не принесли.
Строительство в микрорайоне Волокно будет. Но появятся не только многоэтажки.
— Тут вопрос остается открытым. Люди говорят «вот луг», но это не луг. Если будет это природоохранная территория и установлена ее ценность, тогда строительства не будет. Сейчас это зона, где предполагается средняя этажность, где предусмотрено комплексное развитие территории. Что это значит? Что собственник будет обращаться в город и получит задание построить не только социальные объекты — школу, детсад, поликлинику, но и мини-зоопарк, дендрарий, скейт-парк, общественные пространства. Земля здесь должна использоваться эффективно.
Еще одна дорога, которая необходима городу — на Поныровской и Льва Кононова. Она была предусмотрена генпланом 2008 и 2021 гг.
— В непосредственной близости район Тропинки и «Метро», который активно сейчас застраивается. Кроме «Инстепа» здесь есть и другие застройщики, здесь планируется Дворец бракосочетаний, школа на 550 учеников и детский сад на 280 мест. Дорога будет 2-полосная, вместо изначально предложенных 4 полос. Она позволит сразу выйти на Поныри, за границу города. Ее надо рассматривать в контексте всей дорожной сети микрорайона. Улица Фестивальная предусматривается как дублер К.Маркса — здесь вечно пробки. Микрорайон растет, новая развязка не спасет, нужен дублер, а значит нужны и другие объездные пути. Дублер обеспечит подъезд к Северному. Люди писали, что есть дорога по Росинке, и она справляется. Но она пока справляется. На проспекте Победы, где бывшая военная часть будут многоэтажки. Численность населения будет увеличиваться. Артерию проспект Победы и К.Маркса надо разгрузить. Дорога пройдет по насыпи бывшей железнодорожной ветки войсковой дороги.
Только в этом году жители Бойцов 9 дивизии, Красной армии, Ахтырской, Павлуновского увидели, что там возможно строительство многоэтажного жилья.
— Паниковать не стоит. Никто жилье забирать не будет. Вы с 2008 года там живете, продаете, покупаете, дарите, наследуете, приватизируете — никаких обременений или ограничений нет. Никто не лишит собственности, какой бы ветхой она не была. Никто не выкупит ваши 10 соток, нужно договариваться еще с одним и другим соседями. Если туда придет застройщик, он не сможет предложить вам цену ниже рыночной. Он будет с вами договариваться. Город в этом не участвует. Это не комплексное развитие территории, никакое изъятие невозможно. У вас оформлено ИЖС, оно и остается. Но вы не можете решать за внуков и соседей. Генплан — документ на перспективу и должен учитывать интересы всех жителей. На этих улицах возможно строительство многоэтажек, но не выше 8 этажей.
Поселок Северный, микрорайон №4.
— Там было ИЖС, но собственник волен распоряжаться своим имуществом, сейчас там предусмотрено комплексное развитие территории, ограничивать собственника администрация города не может, — поясняет Аникеева.
Куряне просили сделать проезд, чтобы жители Парковой, Черняховского добирались до ул. Серегина, минуя Кулакова. Это предложение учтено.
— Ну Сумской те участки, что ушли из леса в иную зону, вернулись в лес. Предложения по строительству жилья в Кислинском, Промышленном переулках, Обоянской, Сумской, Ольшанского, Интернациональной — услышаны. Там будет реновация территорий, предполагается средняя этажность на месте ветхого и аварийного жилья. Также реновация ожидает Гремяченскую, Агрегатную, Моковскую, Магистральный проезд, Лесную. Там, где была промышленная территория будет жилье. На Льговском повороте, там где кольцо, предполагается многоуровневая развязка, — перечисляет внесенные в проект генплана изменения Ирина Геннадьевна.
Куряне смогут внести свои замечания в проект главного градостроительного документа в последний раз во время публичных слушаний. 26 ноября — жители Железнодорожного округа, 27 ноября — жители Центрального округа, 28 ноября — жители Сеймского округа.
— До конца года у Курска будет новый генплан, — резюмирует Аникеева.
беседовала Танита Ортега.
Автор: Танита Ортега
Общественные пространства
«Гипрогор» предлагает сделать пешеходными улицу Почтовую — от улицы Семеновской до улицы Радищева — для создания там арт-пространства. Ещё одной пешеходной улицей планируется сделать улицу Луначарского.
Территорию вокруг улицы Дзержинского предлагают оставить торгово-развлекательной направленности, но создать пешеходную зону. Она может начаться на улице Гайдара, проходить через улицу Антокольского, переулок Чистый и до улицы Кривецкой. В конце маршрута, на реке Кривец, запланирована защита набережной от затопления для создания там «деревни ремёсел». Соответственно, проект предполагает создание пешеходных мостов на протяжении пешеходной зоны.
Кладбища
По просьбе мэрии были предусмотрены территории под расширения кладбищ. Северному предлагают добавить 22 га, ещё полгектара — мусульманскому кладбищу на улице Крымской.
Крематорий, как и сообщалось ранее, невозможно разместить в черте города из-за километровой охранной зоны: для него будет рассматриваться Курский район.
Стоит заметить, что куряне, столкнувшись с отсутствием разъяснений по проекту генплана и отсутствием «народной» презентации, изучают его своими силами: например, в паблике «Реновация соловьиного края» появился авторский разбор проекта по разным сферам.
Ян Ежов
- #Генплан
- #СНТ
Курск на карте России – где находится. География города
Курск на карте России находится в Черноземье, в центре Курской области, на берегах реки Сейм и ее притоков – Тускари, Моквы и Цветовского ручья. Расстояние от Курска до российско-украинской границы – около 150 км.
Расстояние от Курска до крупных городов по автодорогам:
- Москва – 530 км к северу,
- Брянск – 280 км к северо-западу,
- Сумы – 160 км к юго-западу,
- Белгород – 140 км к югу,
- Воронеж – 230 км к востоку.
Курск стоит на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности со сложным рельефом, характеризующимся множеством балок, оврагов и речных долин. Средняя высота в городе – 250 метров.
Город находится в лесостепной зоне, на границе степей и смешанных широколиственных лесов.
Климат умеренный континентальный, с мягкой зимой (средняя температура января -7 С°) и с теплым, умеренно жарким летом (средняя температура июля +21 С°). Весна и осень затяжные и обычно теплые. Среднегодовая температура +8 С°. В год выпадает примерно 620 мм осадков, наиболее дождливый месяц – июнь (74 мм), а наиболее сухие–февраль и апрель (по 37 мм осадков).