Посетить этот город мечтал сам Гете, ведь здесь, по его словам, необразованные крестьяне творили божественные лики. Этот небольшой поселок в Ивановской области знаменит своими мастерами-живописцами. Начиная с XIV века здесь процветали народные промыслы и зарождалась иконопись. Сегодня он входит в обязательную экскурсионную программу по городам Золотого Кольца России и очень популярен у туристов. Все это – Палех. Рассмотрим его главные достопримечательности с описаниями и фото.
Что посмотреть в Палехе за 1 день – ТОП-3
Чтобы увидеть все достопримечательности Палеха и посетить все выставки, одного дня очень мало – нужна как минимум, неделя. Поэтому, если мало времени, можно уделить внимание только самым главным городским объектам. Они, как ничто другое, в полной мере передают всю самобытность древнего городка.
Дом ремесел
- Адрес: ул. Ленина, 42.
Был открыт в 1991 г. и сегодня принадлежит муниципалитету. Галерея располагается в одном из старинных зданий, некогда принадлежавшем знаменитому реставратору-иконописцу Н.М. Софонову, одному из поставщиков Двора Его Императорского Величества. В этом доме располагались мастерские и школа для художников.
По сегодняшний день удалось в неизменном виде сохранить личные комнаты Софонова, а фасад здания по-прежнему украшен коваными металлическими решетками и кованым же козырьком над парадным. У туристов есть возможность увидеть это, придя сюда на экскурсию. Здесь же можно узнать больше о русском быте, древнерусской живописи и истории ремесел. Нетрудно также посетить мастер-классы по созданию куклы-закрутки и палехской росписи.
Для детей и подростков на базе Дома ремесел открыты различные кружки и студии. Здесь юные жители Палеха обучаются вязанию из бересты, росписи и художественной обработке дерева, созданию глиняных игрушек и лоскутному шитью. Ежегодно в галерее проводятся праздники, народные гуляния и тематические выставки, посвященные русскому быту.
Государственный музей палехского искусства
- Адрес: ул. Баканова, 50.
К открытию в Палехе этого музея приложили руку писатель Максим Горький и искусствовед Анатолий Бакушинский. В 1934 г. Наркомат просвещения одобрил эту идею и уже в 1935 г. состоялась первая выставка.
Первоначально экспозиция состояла только из лаковых миниатюр, предоставленных Артелью древней живописи. Через год ее пополнили великолепные образцы иконописи из Крестовоздвиженского храма. В 2014 г. музейный фонд разросся до такой степени, что экспонатам уже не хватало места, поэтому было решено выделить для них новое здание.
Сегодняшние экспозиции — это более 10000 икон, лаковых миниатюр, полотен работы палехских живописцев, а также итальянских, фламандских и немецких художников с XIV до XIX вв.
Информационные музейные фонды представлены более чем 8000 книжных изданий, среди которых попадаются довольно редкие и ценные экземпляры. Филиалами музея являются дома известных художников Палеха, таких как П. Корин, Н. Дыдыкин, Н. Зиновьев и пр.
Крестовоздвиженский кафедральный собор
- Адрес: ул. Ленина, 16А.
Православный храм этот представляет большой интерес для туристов, ведь он уникален в архитектурном стиле и владеет интересными образцами иконописи XVIII века. Церковь была построена в конце XVII ст. в московском барокко, который часто называют нарышкинским, по проекту Е. Дубова.
Строительство осуществлялось на средства жителей Палеха. Пять куполов храма, сверкающих золотом, видны еще издали, а по церковным праздникам с колокольни раздается благовестный перезвон.
Внутри храм оформлен фресками с применением техники граффити, которые создавались совместно московскими и палехскими мастерами, неоднократно реставрировались и изменялись. Особая гордость прихода – это барочный иконостас, выполненный самарскими мастерами — братьями Белоусовыми.
Среди редких икон, принадлежащих собору, о и «Спас в силах», сюжет которой представляет миры земной и небесный. Кроме того, храму принадлежит деревянная скульптура одного из местных мастеров, олицетворяющая Христа в темнице.
После событий 1917 г. церковь была закрыта, а настоятель расстрелян, здание было отдано музею. После распада СССР православная церковь вернула себе храм, который стал подворьем Николо-Шартомского монастыря, а в 2012 г. получил статус Кафедрального собора.
Не пропустите — Достопримечательности Ивановской области
Достопримечательности в окрестностях
Шартомский Страус
Адрес: Шуйский район, село Введеньё Координаты: 56,957867, 41.322221 Телефон: Сайт: https://ivstraus.ru Режим работы: сб-вс 12:00-14:00 Стоимость: 150 руб. Как добраться:
- на автобусе: с автовокзала Иваново рейс «Иваново — Введенье»;
- на машине: по дороге «Иваново — Шуя» в направлении села Дунилово, по пути будет указатель с левой стороны.
Страусиная ферма с 15 страусами и приветливыми хозяевами.
Название связано с расположенным в селе Николо-Шартомским монастырем XIV века.
Экскурсия по ферме займет около часа. Фотографировать на ферме разрешено.
Можно получить много информации о страусах, покормить их с рук, купить мыло из жира страуса, или приобрести страусиное яйцо.
Церкви села Введеньё
Николо-Шартомский монастырь
Координаты: 56°57′58″ с.ш. 41°20′18″ в.д. Адрес: Шуйский район, село Введеньё
Монастырь — один из древнейших в стране. Основан в XIII-XIV веках. По одной из версий, его заложили монахи, бежавшие из Суздаля от татарского нашествия, по другой — обитель построена на месте, где на берегу реки Шартомы (древнее название реки Шахмы) молодой крестьянке явился образ Николая-Чудотворца.
До XVI века монастырь был богатым и влиятельным. Затем постепенно утратил свое значение. В 20-е годы прошлого века обитель была закрыта, превращена в колхозный склад.
С 1990 года монастырь принадлежит церкви. Сейчас активно восстанавливается.
Помимо монастыря, в селе есть еще два храмовых комплекса.
Первый комплекс находится в центре села у Шуйской дороги. Построен на месте упраздненного в 1764 году Введенского женского монастыря. Сначала в 1807 году был построен холодный храм Введенья, деньги на который собирали всем миром, в 1845 году — теплая Владимирская церковь. Обе церковные постройки были типичными для зажиточных сел Шуйского уезда.
Другой комплекс расположен в бывшем селе Пупки в начале Северной улицы. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова построены на месте деревянной церкви Святой Параскевы. Состояние храмов — заброшенное.
Другие храмы и церкви села Введенье:
Действующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Координаты: 56.965115, 41.330416
Действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери
Координаты: 56.965021, 41.329805
Действующая церковь Вознесения Господня
Координаты: 56.968751, 41.336966
Не действующая церковь Иоанна Богослова
Координаты: 56.968542, 41.336651
Самые интересные музеи Палеха
Музейные экспозиции в Палехе представлены домами, где жили и работали известные художники и реставраторы. Здесь можно увидеть не только работы мастеров, но и предметы быта, которыми они пользовались при жизни.
Дом-музей И.И. Голикова
- Адрес: ул. Ленина, 2.
С 1928 г. особняк этот совершенно не изменился и выглядит точно так же, как при жизни художника. Экспозиция состоит из двух частей. Одна из них — мемориальная — посвящена самому Голикову. Здесь можно узнать историю его семьи и увидеть личные вещи прославленного художника.
Вторая часть посвящена созданию Артели древней живописи и рассказывает об истории лаковой миниатюры. На отдельных стендах можно увидеть уникальные фотографии, запечатлевшие виды старого Палеха, а один из них описывает процесс создания палехской шкатулки с самого начала и до конца.
Дом-музей Н.В. Дыдыкина
- Адрес: ул. Ленина, 25А.
Музей этот находится в самом центре Палеха. Туристам предлагается посетить родовую усадьбу знаменитого скульптора и реставратора, спрятанную под сенью лип. Николай Васильевич Дыдыкин происходил из семьи потомственных иконописцев, в юности обучался этому ремеслу в мастерских Софонова, изучал работы Андрея Рублева. Еще в подростковом возрасте он принимал участие в реставрации Ипатьевского монастыря.
Немного позже начал проявлять интерес к скульптуре, обучался на курсах у известного ваятеля Г. Манизера, отличился тем, что умел наиболее точно передавать пропорции и формы.
Самыми первыми работами Дыдыкина, получившими признание, были портреты писателей и политических деятелей СССР. Его резцу принадлежат знаменитые скульптуры «Вязальщица снопов» и «Раненый боец», а самая известная — памятник А.С. Пушкину на набережной Мойки.
В 1978 г. мемориальный музей в родовой усадьбе принял первых посетителей. Здесь представлены более 100 работ мастера, которые он завещал городу. Среди них бюсты и барельефы известных людей и родных скульптора.
Дом-музей Н.М. Зиновьева
- Адрес: Палехский район, деревня Дягилево, 26.
Н.М. Зиновьев еще один художник из потомственных иконописцев Палеха. Сначала образованием юного художника занимался отец, потом его отправили учиться в Школу иконописи. После этого он занимался тем, что вместе с другими мастерами принимал участие в реставрации и росписи храмов. Одной из самых известных дореволюционных работ Зиновьева стали настенные фрески монастыря на Новом Афоне.
После установления советской власти он приобрел широкую известность как реставратор, автор настенной живописи и аналитик палехского искусства. Из-под его пера вышли несколько книг, где рассказывается о зарождении иконописи в окрестностях Палеха и творчестве мастеров лаковой миниатюры. В послевоенные годы он занимался в основном реставрацией. При его участии была восстановлена наружная роспись Успенского собора и знаменитый лаковый кабинет в Монплезире — одном из дворцов Петергофа (Санкт-Петербург).
Открытие мемориального музея его памяти было приурочено к 60-летию палехского искусства в 1984 г. Двери родового дома в деревне Дягилево открылись для посетителей. В этом небольшом доме полностью сохранился быт русской деревни: простая мебель, вышитые наволочки, накрахмаленная скатерть на столе и, как средоточие жизни, большая русская печь.
О своем доме художник всегда вспоминал с теплотой и любовью, ведь в нем прошла вся его жизнь, были созданы лучшие работы. Любили его и друзья Зиновьева, гостеприимные хозяева встречали всех хлебом-солью, собирая под старой крышей самых разных людей. Сегодня этот дом также полон народу, но приходят в него уже для того, чтобы почтить память этого знаменитого художника и просто Человека.
Мемориальный дом-музей П.Д. Корина
- Адрес: ул. Демьяна Бедного, 19.
История народного художника СССР П. Корина похожа на истории других палехских мастеров. Потомственный иконописец в десятом поколении, естественно, что он поступил в Школу иконописи. После ее окончания он уехал в Москву и начал работать штатным иконописцем Донского монастыря. Там же он познакомился с М. Нестеровым, и эта встреча изменила все его творчество. Но даже живя в Москве, художник не забывал своих истоков, своей малой родины, подарившей ему жизнь и талант.
Деревянный дом Корина — один из самых старейших в городе Палех. Он был построен в 1860-70-х гг. Еще при своей жизни художник мечтал устроить в нем музей, где будут собраны предметы быта и творчества, принадлежащие не одному поколению. Его воля исполнилась. После смерти Корина его брат и сестра передали дом городу вместе со всей обстановкой. И вот, уже 40 лет его двери открыты для посетителей и поклонников палехского народного промысла.
Среди экспонатов, представленных в доме-музее можно увидеть работы прадеда, деда, отца художника, одни из первых работ его самого. Старинные краски, использовавшиеся для иконописи, кисти, доски, гравюры. Одну из комнат занимает большая библиотека, где собраны не только произведения русских и зарубежных классиков, но и религиозные издания, научная и археологическая литература.
В комнате, которая всегда называлась «красной», можно увидеть настоящую голландскую печь, украшенную изразцами. Здесь же собраны предметы антиквариата, принадлежавших прадеду художника и домашний иконостас с иконами «Неопалимая Купина» и «Воскресение с праздниками». Стены дома украшают портреты хозяев и их предков.
Музей иконы
- Адрес: ул. Ленина, 6.
Музейный комплекс этот был открыт недавно – в 2014 г. В новое здание, по соседству с Храмом Воздвижения Креста Господня, переехала большая коллекция икон, работы местных мастеров. Сюда же привезли образы палехских иконописцев XVIII века из соседних областей: Вологодской, Новгородской, Архангельской.
В коллекции музея находятся также иконы из закрываемых храмов и даже старообрядческий крест-распятие. Даже тем, кто далек от этого, будет интересно изучить творчество палехских мастеров, сравнить его с другими школами иконописи и оценить самобытность, одухотворенность и нравственность художников, верных своему святому делу.
Художественная мастерская «Палехский стиль»
- Адрес: ул. Зиновьева, 2В.
В западной части пгт Палех, за Городской больницей, устроена художественная мастерская «Палехский стиль», посетить которую рекомендуется всем туристам, приехавшим в городок. Чем это место интересно? На экскурсии здесь вам позволят поучаствовать в мастер-классе, в ходе которого вы или ваши дети (достопримечательность будет интересна ребятам от 6 лет) сможете создать настоящее чудо своими руками, нанося лак на деревянные или пластиковые изделия. Кроме того, вежливые и расторопные сотрудники расскажут вам много интересного о Палехском ремесле, покажут интереснейшие экспонаты, а также предложат купить запоминающиеся сувениры.
Государственный музей палехского искусства
Участник форума IPAAT: Точная дата основания Палех неизвестна. Первое упоминание о селе близ города Шуи отно-сится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что Палех существовал уже в XV веке. Окруженный волжско-окскими глухими борами, расположенный в стороне от рек, по кото-рым в старину велась торговля между городами, Палех долгое время жил очень обособлен-ной и замкнутой жизнью. Различные документы первой половины XVII века, свидетельствуют о развитом иконопис-ном промысле в Палехе. Причем, со времен татаро-монгольского ига, когда многие монасты-ри, где писались иконы были разорены, а сами иконы подчас сжигались, в народе стали по-пулярны писанки – маленькие карманные иконки, которые можно было легко спрятать от врага при необходимости. И именно в Шуе и ее окрестностях «подпольное» миниатюрное иконописание было весьма развито. Считается, что бежавшие от татар в глухие места горо-жане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда это ремесло. Правда, для Палеха писание «ширпотребных» икон не было характерно. Из-за постоянного бездорожья он редко посещался торговцами, скупающими оные для розничной продажи, что способствовало своеобразию развития палехского искусства. Там долго сохранялись старые иконописные традиции. …продолжение
В середине XVII века слава об иконописцах из Вязников, Гороховца, Мстеры, Мурома, Хо-луя, Палеха, достигла Москвы. Их начали приглашать для работ к царскому двору. И одно из самых известных творений палехских мастеров – роспись Грановитой палаты московского Кремля. Другой замечательный пример настенной росписи можно увидеть непосредственно в Палехе, в Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1762-1774 годах в центре села. Ныне это фи-лиал Государственного музея палехского искусства. Вплоть до начала XIX века, в отличие от промышленно развитых Мстеры и Холуя, где про-изводство икон было поставлено на поток, Палех продолжал сохранять очень кустарные, се-мейные, формы производства. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстере и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Здесь про-цесс создания образов не был раздроблен на множество мелких операций, как требовалось при массовом производстве, но при этом сохранялось разделение труда, получившее начало еще в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица — личник. Иконы в Палехе писались долго и тщательно, по старин-ным образцам, поэтому были уже тогда «эксклюзивны» и дороги, распространялись они, в основном, среди старообрядцев и коллекционеров. Известна история о том, как в 1814 году И.В. Гете, заинтересовавшись суздальскими иконо-писцами, выразил желание получить о них сведения. В ответ владимирский губернатор со-общил, что среди иконописных сел выделяется своим искусством село Палех. В нем иконо-писанием занимается 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. Две иконы их работы — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь» — и были отосланы Гете. С развитием капитализма во второй половине XIX века в Палех стали проникать элементы городского быта. Все меньше остается мастеров, работающих только со своей семьей. Все мастера либо работают на хозяев, либо сами превращаются в них, некоторые начинают за-ниматься только скупкой икон с последующей их перепродажей в городах. Появляются це-лые дома-мастерские, весь процесс иконописания раздробляется на множество мелких опе-раций, вместе с которыми укореняется чисто механический, ремесленный подход. Тем не менее, на рубеже XIX-XX веков искусные палешане получили новые заказы – они стали привлекаться к реставрационным работам во Владимире, Ростове, Ярославле, Новго-роде, Костроме. Разросшееся к началу XX века иконное производство привело к страшному удешевлению иконы и снижению ее качества. Положение усугубило и появление дешевой печатной иконы машинного изготовления. Иконопись пришла в упадок. Лебединой песней мастеров стала в 1900 году реставрация (не совсем удачная) фресок византийских иконописцев XII века в Спасо-Преображенском соборе во Пскове. В 1902 году, в целях сохранения иконописных традиций, Комитет попечительства о русской иконописи основал в Палехе, Холуе и Мстере иконописные школы (учебные мастерские) с четырехгодичным сроком обучения, которые просуществовали до 1917 года. После Октябрьской революции палехские мастера остались без работы — иконы перестали пользоваться спросом. Многие стали заниматься сельским хозяйством, некоторые попыта-лись освоить другие ремесла — сапожное, извоз, плетение лаптей, изготовление игрушек и посуды и т.д. Часть палешан разъехалась по разным городам в поисках заработка. После окончания гражданской войны появилась необходимость использования культурного наследия прошлого в самых различных областях и вот наступил 1922 год, когда Палех пере-жил второе рождение — живший в то время в Москве палешанин Иван Иванович Голиков увидел в Кустарном музее (ныне — Музей народного искусства) черную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскино и решил попробовать. В бывшей иконописной мастерской Голиков написал твореным золотом и серебром на дне фотографических ванно-чек из папье-маше свою первую миниатюру «Адам в раю». Руководство Кустарного музея заинтересовалось этой работой и тут же Голикову выдали полуфабрикат для дальнейшей ра-боты. Подтянулись и другие художники. Изделия бывших иконописцев вновь были хорошо приняты Кустарным музеем, который помог им не только советом специалистов, но и мате-риально, покупая их произведения и снабжая полуфабрикатом. В 1923 году изделия палех-ских мастеров получили диплом I степени на Всероссийской сельскохозяйственной и про-мышленной выставке, а в 1924 году палехские художники участвовали на выставке в Вене-ции, где их произведения пользовались огромным успехом, ибо венецианцы умеют ценить изящное. 4 декабря 1924 года в Палехе была организована Артель древней живописи. И вновь успех, на этот раз на Международной выставке в Париже в 1925 году. К 1927 году артель в своем составе имела уже 25 членов, в 1932 — более 100. 24 января 1932 года в Москве открылась выставка «Искусство Палеха», привлекшая много посетителей. Новое искусство Палеха рождалось и в новой тематике. Художники обратились к современ-ности — к революционным сюжетам, которые вставали в их произведениях романтизирован-ными, легендарными, к сюжетам из деревенской жизни (сенокосам, жатве, уборке урожая и т.д.), к сюжетам из народных сказок, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Горького. Послед-ний назвал искусство Палеха «одним из чудес, созданных революцией». Одной из самых трудных задач, которые пришлось решать художникам-палешанам первого поколения был переход от оформления плоскостной поверхности иконы к оформлению вещи, имеющей форму и объем. А изделия из папье-маше были разнообразны и по форме, и по габаритам (шкатулки, ларцы, пудреницы, бисерницы, портсигары, броши, письменные наборы и т.п.). Новым элементом был и сам материал — папье-маше с черной блестящей поверхностью. К десятилетию основания артели (1935 год) был открыт Государственный музей палехского искусства. Артель стала называться Товариществом художников Палеха, профтехшкола при артели была реорганизована в художественный техникум (позднее — художественное учили-ще). В этом же году село становится районным центром Ивановской области, а 23 апреля 1947 года разросшийся Палех получил статус поселка. Вот так… Что же можно сегодня увидеть в Палехе? Во-первых, это Государственный музей палехского искусства, где собраны настоящие шедевры на самые разные темы – иконы, революционный авангард, иллюстрации к сказкам, былинам, стихам, пейзажи и бытовые зарисовки. Ну про-сто восхитительно. Размеры – от крохотной шкатулки до целых панно. Здесь же, при музее, есть магазин, где можно приобрести что-нибудь особенно понравившееся. Только учтите – искусство – вещь дорогая, хотя здесь оно и в 2-3 раза дешевле, чем в Москве. Впрочем, ас-сортимент позволяет приобрести на память и что-нибудь не очень монументальное, рублей эдак за 200-500. Тут, мне, кстати, рассказали, как отличить дешевую подделку «под Палех», например шкатулку, продающуюся за 100-150 рублей, от такой же настоящей за 1500-2000 рубчиков. Очень просто – присмотритесь внимательно – картинка подделки скорее всего на-клеена (чего и быть не может в оригинале!) и залита неровным слоем лака, заметающем сле-ды (тогда как в оригинале слой лака даже не виден, настолько он тонок, а роспись идет уже поверх него). Особенно Вам повезет, если Вы уговорите какого-нибудь художника раскрыть секреты про-изводства. Мне до сих пор помнятся и горы белых бумажных заготовок под шкатулки, и кис-точка, как магнитом притягивающая сусальное золото и наносящая его точно в нужное ме-сто, и огромная лупа, под которой можно рассмотреть роспись во всех ее деталях. Впрочем, большинство художников не пользуются увеличительными стеклами – традиция такая… Ну, а после таких переживаний милости просим в терем-столовую, где Вас смогут поподчи-вать традиционными палехскими блюдами, особливо если Вы заранее оповестите о своем визите персонал. P.S. Извините за многословность, но Палех стоит того, хотя и находится достаточно далеко от Иваново, как бы «в стороне от туристических маршрутов». P.P.S. А как преображается Палех в ноябре, во время сбора рябины! Кажется, что все жители вывалили на улицу и трясут деревья…
Палехские храмы и монастыри
Палех – это поистине святой край. Вся жизнь местных жителей на протяжении многих веков неотрывно была связана со служением Богу. Неудивительно, что в окрестностях этого небольшого города расположено большое количество монастырей, церквей и храмов.
Церковь Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»
- Адрес: ул. Зиновьева, 44.
Небольшая деревянная церквушка была заложена в 1999 г. Строилась она в течение 6 лет на средства жителей Палеха, спонсоров и настоятеля Ильинского храма игумена Филарета. Уникальная церковь относится к типу кладбищенских часовен и используется для панихид и отпеваний.
По престольным праздникам и в дни поминовения усопших в ней совершается Божественная литургия. Особую красоту внутри церковного здания создает резной иконостас, выполненный в лучших традициях палехского творчества. Его изготовлением занимались мастера иконописной мастерской города А.В. Влезько и Ю.В. Федорова.
Церковь Илии Пророка
- Адрес: ул. Горького, 6.
Небольшая кладбищенская церковь эта существует достаточно долгое время. Первоначально она была полностью деревянной, но в конце XVII века дерево заменили кирпичом, а кровлю покрыли сначала черепицей, потом и вовсе сделали металлической. Постройка выполнена в виде четверика с одной главкой. С западной стороны расположена трапезная, к которой примыкает колокольня.
Внутренние росписи, выполненные мастерами софоновской артели, были уничтожены в советское время, как и часть надгробий на прилегающем кладбище. Храм был отдан под склад, а часовня, стоящая рядом, полностью разрушена. Вернуть церковь удалось лишь в 1989 г., тогда же началось восстановление поруганного интерьера. Все работы по реставрации настенной росписи велись палехскими мастерами, в соответствии с древними традициями иконописи.
Преображенская церковь
- Адрес: д. Большие Дорки.
Белоснежная каменная церковь с куполами, покрытыми лазурью, находится в деревне Большие Дорки. Ранее на ее месте располагался деревянный храм с приделами Николая Чудотворца и Святого апостола Никанора. Сегодня она стоит в центре деревенской площади, на пересечении двух главных улиц.
Часовня Александра Невского
- Адрес: ул. Ленина, 59.
Сегодняшняя часовня — копия разрушенной дореволюционной. Восстанавливалась она в основном на средства прихожан и настоятеля Ильинского храма. Существует предание, что место для ее закладки было выбрано неспроста. Здесь останавливался сам князь Александр Невский, в честь которого она и получила свое имя. Впрочем, местные жители и сами путаются, иногда говоря, что в это место привозили мощи святого князя. Освящение часовни состоялось в 2008 г., провел его епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф.
Знаменская церковь
- Адрес: с. Красное.
Находится неподалеку от Палеха, в селе Красное. Это единственная церковь в районе, которая на протяжении 200 лет не подвергалась уничтожению и обезглавливанию. Постройка относится к 1804 г. Ее возвели на месте старого погоста с деревянной часовней. Средства для строительства были предоставлены помещиком Бутурлиным.
Белоснежный храм имеет несколько пристроек и парадные арочные ворота, а в XIX веке к нему добавились паперть и портики с севера и юга. Храмовое здание окружено ажурной кованой оградой с кирпичными столбиками. За ней же располагается и дом священника. Интерьеры церкви полностью повторяют традиции русского православия. Сюжеты настенных росписей выполнялись мастерами палехской иконописи по мотивам Ветхого и Нового завета.
В начале XX века храм был отреставрирован во фряжском стиле, а для фресок использовались сюжеты французских мастеров. Поэтому на сегодняшний день Знаменский храм является уникальным памятником религиозной культуры, в которой гармонично сочетаются русское и европейское течения иконописи.
Церкви и Храмы
Крестовоздвиженская церковь
Адрес: ул. Ленина, 16 Телефон: Режим работы: пн-вс 8:00-16:00
Церковь построена в 1762-74 годах в византийском стиле.
У церкви на западной стене четверика есть выложенный из кирпичей автограф мастера, ее построившего. Звали мастера Егор Дубов. Расписывали храм местные художники.
В 1903 году в ходе реставрации все фрески были переписаны заново. К палехскому стилю добавились библейские сюжеты, взятые с гравюр немецких художников. В 1907 году иконописцами, палешанами Белоусовыми и Николаем Михайловичем Сафоновым, был создан новый иконостас в стиле XVIII века.
От разорения храм удалось спасти, благодаря размещению в нем отдела древней живописи музея палехского искусства.
С начала 1990-х годов храм принадлежит Церкви. Одна из почитаемых святынь храма — икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери, список с первообраза.
С 2012 года храм имеет статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.
Церковь Илии Пророка
Адрес: ул. Горького, 6 Режим работы: 08:00-18:00
Кладбищенская церковь построена в камне в 1790 году вместо первоначально деревянной. В советское время церковь использовалась как склад. Расписанные софоновскими мастерами стены были забелены.
Богослужения возобновились в 1989 году. Благодаря искусным прихожанам и поддержке благотворителей, к 1993 году церковь была полностью восстановлена.
Памятники и архитектура города Палех
В этом древнем городе практически нет скульптур, памятников и арт-объектов. Все ценности сосредоточены в музейных экспонатах. Однако традиционные для всех российских городов мемориалы можно встретить и здесь, как и архитектурные здания.
Памятник погибшему солдату
- Адрес: улица Ленина.
Обелиск высотой в 14 м в честь воинов-палешан, сложивших головы в Великой Отечественной Войне был установлен в 1968 г. Традиционно, по праздникам в честь Победы, вокруг него собираются жители и гости поселка, возлагают венки и цветы. В эти же дни около него пылает Вечный огонь, а солдат на высоком постаменте, одетый в форму советских войск, сжимает в руке меч. Весь его вид, словно говорит: «Не бойтесь, Родина под надежной защитой!».
Бюст В.И. Ленина
- Адрес: Крестовоздвиженский сквер.
Бронзовый вождь мирового пролетариата — тоже в своем роде традиция для всех городов постсоветского пространства. Редко в каком городе нет памятника или бюста в честь этого великого человека, изменившего ход истории. В Палехе бюст Владимира Ильича Ульянова установлен в 1956 г. в поселковом сквере и относится к памятникам искусства местного значения.
Дом Котухиных
- Адрес: л. Демьяна Бедного, 13.
Есть в Палехе и просто необычные и интересные архитектурные памятники, которые должны защищаться государством. К списку таковых относится двухэтажный особняк, где проживали заслуженные советские и российские художники Котухины – Владимир и Александр. Здание находится в удовлетворительном состоянии, хотя кое-где на фасаде видны трещины – ремонт ему не помещает. Выполнено оно из красного кирпича, окна оформлены выкрашенными в белый цвет окнами.
Куда сходить в Палехе с ребенком. Развлечения
В таком небольшом населенном пункте, как Палех, сложно найти развлечения для детей, но таковы все же есть, правда, и для взрослых они тоже будут интересны.
Крестовоздвиженский сквер
- Координаты на карте: 56.802717, 41.855829.
Главный парк поселка окружает важнейший его храм – одноименный кафедральный собор. Не сказать, что прогулочная зона слишком большая, но все же здесь частенько прогуливаются мамы с колясками, тут устроена небольшая детская площадка, есть красивый фонтан «Колос», на фоне которого можно сделать фотографии. Рядом обнаруживается несколько магазинов – продуктовых, мясных, детских и сувенирных, устроены здание Администрации и банковские учреждения.
Палехский ДК
- Адрес: ул. Баканова, 19.
Дом культуры в Палехе также нуждается в реконструкции. Впрочем, его здание довольно примечательно и в таком виде, в котором мы видим его сейчас. Здесь работает несколько кружков для учащихся школ и посещающих детские сады. Иногда устраиваются кинопоказы: ДК – это еще и кинотеатр. Рядом – Городская поликлиника и Пожарная часть.
Пляж поселкового пруда
- Адрес: Дорожный переулок.
Как ни странно, но в Палехе есть даже пляж, правда, небольшой и не отличается он какими-то сверх особенностями. Обычная кромка, где купаются сельчане, на речушке, которая протекает по поселку, образуя местами несколько прудиков.
Обязательно посмотрите путеводители по другим городам Ивановской области — Юрьевец, Иваново, Гаврилов Посад, Шуя, Кинешма и Плес.
Конечно же, к памятникам архитектуры можно отнести и великолепно сохранившиеся деревянные дома, украшенные старинной резьбой, и уникальную природу в окрестностях реки Палешки. Уже только из-за этого стоит включить Палех в свой экскурсионный список. А вкусив удивительную энергетику древнего поселения, несомненно захочется возвращаться снова и снова. Ведь за короткое время невозможно насладиться созерцанием ценностей этого святого и в какой-то мере священного места.
РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
Почему в XVI веке европейцы, пораженные красотой, легкостью, прочностью «восточных лаков» назвали их «колдовской материей»? Как в XVII веке в Европе зародилось производство «под Китай»? Почему в XIX веке было так модно иметь при себе расписную шкатулку или табакерку из папье-маше работы Брауншвейгской фабрики И.Г. Штобвассера. Кого из русских мастеров лаковой миниатюры Максим Горький сравнил с Микеланджело? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в экспозиции одной из лучших коллекций музея, которая кропотливо собиралась и формировалась на протяжении последних 40 лет.
«Русская лаковая миниатюра» — это не только история становления российских центров лаковой живописи: Федоскина, Палеха, Холуя и Мстёры, но и история страны, рассказанная через 300 работ выдающихся мастеров, через художественные стили и образы, секреты мастерства художников. «Русские лаки» звучит так же хорошо, как сочетания: русский фарфор, русская литература, русский балет.
Разные школы
Технология живописи лаковой миниатюры очень отличается в разных школах: в Холуе используют покрытие белилами всего фона, на который затем наносится изображение темперой; в Палехе фоны исключительно черные; федоскинские мастера используют уникальную технологию многослойной живописи масляными красками. Каждая шкатулка создавалась мастером несколько месяцев. Часто на то, чтобы изготовить миниатюрный шедевр, уходило больше года. Именно из-за особенностей изготовления таких шкатулок русские мастера давали гарантию на свои изделия – 100 лет!
Федоскино
В начале XIX века в России появилось множество лакирных производств, но слава русской миниатюры, связана с работой знаменитой фабрики Петра Лукутина в селе Данилково, позднее Федоскино под Москвой. Федоскинская фабрика лаковой миниатюрной живописи создана в 1795 году купцом Петром Коробовым, впоследствии фабрика перешла купцам Лукутиным. В 1828 году Пётр Лукутин получил право клеймения продукции фабрики специальным клеймом в виде двуглавого «Золотого орла». Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: тройки, портреты, чаепития, натюрморты, пейзажи и сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Разглядывая лукутинские шкатулки, чайницы, табакерки, спичечницы, обложки для альбомов, обратите внимание на мастерство росписи, передающее структуру каждой детали костюма подлинного шедевра фабрики Лукутина (первая половина XIX века) — альбом для фотографий «Обедающая девушка».
Палех
Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. После запрета на занятия иконописью в 1917 году первым в особенной технике пробует написать миниатюру на папье-маше потомственный иконописец, реставратор, театральный художник Иван Голиков. Именно он принёс Палеху мировую известность, а Максим Горький, познакомившись с Голиковым, сравнил его с Микеланджело. В будто «прошитых золотом» миниатюрах, живопись мастера переливается множеством оттенков цвета. Обратите внимание на работы 1920-1927 годов: стакан «Красный пахарь и кузнецы», «Охота на оленя», «Речь Разина к голытьбе», его тройки и битвы. 5 декабря 1924 года в Палехе была основана «Артель древнерусской живописи», куда вошли семь мастеров: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. В 1925 году знаменитая пластина палешан с красным пахарем получила признание на Международной выставке в Париже.
Холуй
Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года. В экспозиции представлены лучшие работы 30-80-х годов ХХ века, а в одной из витрин собраны самые миниатюрные работы художников. Их объединяют декоративность росписи, покрывающей всю поверхность предмета, размеры которого порой определяются несколькими сантиметрами. Каждый из таких ларчиков, коробочек — настоящая драгоценность. «Царевна-лягушка», шкатулка Б.И. Киселёва 1972 года – ярчайший пример филигранного мастерства.
Мстёра
Мстёрские художники, в отличие от палехских мастеров, никогда не использовали чёрный фон, поэтому миниатюрный мир их шкатулок казался радостным и очень чистым. Все сюжеты развиваются на ярком, тщательно выписанном пейзаже с сияющим голубым небом, реже действие происходит в «русских палатах». В экспозиции представлены изысканные по цвету и пластике форм работы мастеров 1930-х годов. Лаковая миниатюра будто дышит романтикой построения нового общества, грандиозными планами и мечтами построения светлого будущего. Художникам-миниатюристам удивительно точно удается передать ритм времени, сохраняя при этом связь с традицией, звонкость красок, жизнерадостность.
Современные работы художников всех промыслов лаковой миниатюры завершают экспозицию.