Информация для оппозиции
Хуже всего обстоит дело со статистикой. Независимой от исполнительной власти статистики не было в России никогда. Но в последние годы ситуация стала совсем уж плачевной. Я очень надеюсь, что комплекс проблем адекватности статистических данных, выплывший на передний план в связи с пандемией, действительно привлечет внимание к этим проблемам. Хотя бы потому, что кроме демографической статистики существует еще экономическая и социальная. А демографическая не заканчивается на показателях смертности.
Картины российской экономики и российского общества в сопоставимых и измеримых показателях остаются очень смутными. И именно поэтому все прогнозы, предсказывающие не тренд, а степень изменений конкретных показателей, остаются не более чем прожектерством, манипуляцией и визионерством.
До момента кардинальных изменений в модели управления страной и в принципах принятия решений единственным выходом из такой ситуации становится формирование огромного количества слоев теневого государства. Это и криминальный мир, высшей формой организации которого является организованная преступность, сросшаяся с государственной властью. То есть мафия. Это и массово ушедший в налоговую тень малый и средний бизнес. Это и так называемая «гаражная экономика», с каждым годом формирующая все большую долю рабочих мест, имеющих значение именно с точки зрения занятости, а не с точки зрения производства прибавочного продукта.
Это и гражданское общество крупных городов, которое не только затыкает дыры в социальной сфере, но и берет на себя функции выявления проблем низового уровня. В первую очередь в наиболее мобильных и близких к телу общества сферах городской среды, экологии, общественного транспорта, муниципального управления.
Важнейшим в этой ситуации становится как раз синтез и первичный анализ необходимой для принятия любых решений информации. Вообще, как бы это банально ни звучало, важнейшей проблемой становится именно информация.
Не секрет, что регионы в России в большинстве случаев управляются, опираясь на социологию. А администрация президента и Федеральная служба охраны (ФСО) большинство решений основывают тоже не на статистике и докладах, поднимающихся по вертикали, а на данных конкретных исследований, регулярные срезы которых стали важным фактором и российской политики и просто сведений о мире. «Слетит» ли в результате этого губернатор или в регион придет очередная грабительская концессия — это только видимая часть айсберга.
Для российской оппозиции, если она хочет действительно что-то изменить в системе управления страной, тоже необходима достоверная информация о том, что собой представляет российской общество и реальные социально-экономические процессы в нашей стране. Нежелание вникать в эти проблемы, попытки опираться на искаженное персональное информационное пространство, в котором «никто из моих знакомых не голосовал за Путина», использование только тех данных, которые презентует действующая власть — все превращает любую оппозицию в полный ноль, а ее когнитивные возможности и способность эффективно действовать — в минус.
Поэтому нужно понять, что собой представляет реальная Россия, Сибирь, Новосибирская область. Перед гражданским обществом, которое только и способно создать в России продуктивную оппозицию, в ближайшей перспективе есть цель стать умнее. И, что самое главное, информированнее органов власти. Государственные решения должны базироваться на объективных данных. А не только на ценностных шаблонах, сектантской вере, эффектах массового сознания, агитации и пропаганде.
Именно это случилось на старте экономических реформ Дэн Сяопина в Китае, когда очень качественная муниципальная статистика стала не просто основой для принятия решений властями отказавшейся от безумия коммунизма Китайской народной республики, а основой для принятия решений об инвестициях для внутреннего и международного бизнеса.
Знать, как на самом нижнем уровне меняется численность и качество населения, как выглядит естественное движение населения и миграционные процессы, как меняется валовый внутренний продукт, какой объем частных инвестиций и в какие сферы привлекается (особенно в сравнении с соседними регионами и муниципалитетами). Важнее этого для будущего страны ничего нет. А на этот же уровень важности можно вознести только создание инклюзивных институтов, важнейшим из которых должен стать независимый суд.
Демография важнее всего
Предлагаю привести базовую информацию о российском обществе и его изменениях в простой и понятный формат. Одним из элементов должна быть нормальная визуализация этих процессов. Демография любого общества лежит в основе его жизни. А динамика демографических процессов (особенно движение населения, естественные и миграционные процессы, территориальное перемещение населения) — это то, что в нормальном государстве и нормальном обществе становится основной для политики. Включая самые важные ее сегменты — налоги и бюджет.
Новосибирск оказался на пороге невероятных потрясений с точки зрения распределения ресурсов и полномочий между городом и областью, с точки зрения вмешательства государственной власти в дела местного самоуправления. В этой переломной точке мы в самом начале должны понять, что происходило с численностью и размещением населения Новосибирской области. И какое место в регионе занимает областной центр и реальная, а не фиктивная и созданная на бумаге для распила земли Новосибирская агломерация. Важно выявить не только интуитивно понятный тренд, но и степень изменений в численности и размещении населения.
В качестве первого вопроса я бы хотел задать такой: существует ли Новосибирская область? Новосибирская область как единое пространство со сходными процессами и общими интересами. Причем общими интересами не только с точки зрения их лоббирования перед федеральным центром, а еще и с точки зрения принятия решений и перераспределения ресурсов внутри региона. И именно в территориальном аспекте.
Как и в любом серьезном вопросе, без краткого изложения проблем методологии здесь не обойтись.
Анализируя, люди привыкли упрощать реальность. Особенно с помощью систематизации и группировки. В итоге получается простой и понятный квантованный вариант реальности, которым оперируют для описания окружающего нас мира.
Описывая социально-экономическую и общественно-политическую стороны жизни в России, мы в любом случае вынуждены оперировать абстракциями того или иного уровня глубины. Например, рассматривая отдельно группы городов, в зависимости от численности населения.
Но с учетом того, что Россия — страна очень большая, и территориальные отличия в образе и уровне жизни крайне велики, то самой важной задачей становится поиск того подхода к дробности, который в наибольшей степени помогал бы описать и систематизировать процессы в территориальном разрезе. Однако за исключением небольшой доли социологических и маркетинговых исследований, подавляющая часть публикаций на эти темы сводится к разного рода рейтингам российских регионов, где мы вынуждены смиренно принимать каждый регион за единое целое.
Подобный подход тоже имеет право на существование. Но чаще всего в практическом применении подобные рейтинги очень плохо отображают реальную ситуацию на месте, хотя бы потому, что общерегиональный индекс ключевых показателей представляет собой «среднюю температуру по больнице». В каждом российском регионе есть не только территории, отличающиеся степенью урбанизации или отдаленностью от областного центра и основных коммуникаций. Но и тем, что вблизи крупных городов сейчас происходят малоизученные пока субурбанизационные процессы. А еще тем, что экономическая статистика с раскладкой по муниципальным образованиям находится в крайне зачаточном состоянии.
В любом случае сбор и визуализация первичной статистики с раскладкой по муниципальным образованиям — это первый шаг к тому, чтобы анализировать отдельные территории каждого региона, выстраивая группировку, исходя не из назначенных сверху административных границ агломераций, а из реальности.
Как теряла население Новосибирская область
Новосибирская область — один из самых ярких и контрастных регионов, где можно сравнить очень интересные демографические процессы в области урбанизации, субурбанизации и миграции. Первичный и самый простой (базовый) подход к изучению демографических процессов в Новосибирской области — это сравнительный подход к изменению численности населения в постсоветский период. В идеале — с раскладкой по муниципальным образованиям.
Давайте посмотрим, что происходило с размещением населения в Новосибирской области за три последних десятилетия. Самым эффективным будет сделать срез по трем последним переписям (1989, 2002 и 2010 годов) и данным муниципальной статистики на 1 января 2020 года.
Чуть сложнее дело обстоит с ранним постсоветским периодом. Во-первых, легкодоступной информации с раскладкой по будущим муниципалитетам нет. Во-вторых, период 1989–2002 годов включает в себя два совершенно разных этапа. Последние советские годы — это еще период демографического взрыва 80-х и планового перемещения населения. Период 90-х — это время демографической катастрофы. Поэтому общий итог в изменении численности населения между переписями 1989 и 2002 года представляет собой в значительной степени компенсацию прироста населения в 1989–1992 годах убылью 1993–2002-х.
Если мы посмотрим картосхему, которая визуализирует этот итог, то увидим, что в 90-е население росло преимущественно только в сельской местности, не слишком удаленной от Новосибирска и зоны пригородного сообщения. Города и поселки городского типа находились в большем кризисе, влияние которого на ближнюю сельскую местность еще реализовалось. Так, в Искитимском и Черепановском районе росло население только сельских поселений — население Линева, Листвянского, Дорогина, Черепанова и Посевной падало.
В среднем за этот период население Новосибирской области упало примерно на 2%, Новосибирска — почти на 1%. Население же Бердска или Новосибирского района выросло более чем на 10% (а Краснообск рос медленнее села), Кольцова — более чем на 20%. Сильнее всего в общем итоге в этот период выросло население поселка Горный в Тогучинском районе (на 30%).
Из всех районных центров население росло только в Северном, Усть-Тарке, Купине, Коченеве, Сузуне, Колывани, Ордынском, Маслянине и Мошково. В других райцентрах население упало.
Что касается отдаленной от Новосибирска сельской местности, то уже в этот период сложилась тенденция падения численности населения, максимальные масштабы которого приходилось все-таки на Васюганскую зону (до -20%) и Барабу (до -15%). Кулундинская зона пострадала меньше — в среднем не более -10%.
В целом, 90-е годы XX века следует рассматривать как период перелома и закладки новых трендов и процессов, которые, как выяснилось при дальнейшем изучении проблемы, полностью реализовались, сохранялись на протяжении первых двух десятилетий XXI века и продолжают работать до сих пор.
Большая паника октября 1941 года
0
В сложившихся обстоятельствах данное решение было вполне логичным. Однако начало его реализации спровоцировало известную «Московскую панику октября 1941 года». Первыми бросились выполнять постановление чиновники, которые пытались эвакуировать не только государственное, но и личное имущество. Вид автомашин, на которых партийная и государственная номенклатура пыталась сбежать на восток, произвёл на москвичей гнетущее впечатление. Уезжающие руководители порой не оставляли на местах ни ответственных лиц, ни инструкций о дальнейших действиях. На предприятиях рабочих отправляли по домам, выдав жалование на месяц вперед. 16 октября 1941 года стало первым и пока единственным днём в истории, когда прекратил работу Московский метрополитен. Его готовили к разрушению в случае занятия города немцами. С перебоями работал и остальной транспорт.
0
Глядя на действия начальства, собирали свои пожитки и бежали из города и простые граждане. Рязанское шоссе и Шоссе Энтузиастов оказались забиты людьми и машинами. В поезда и электрички было практически невозможно попасть. На улицах участились грабежи. Нападали на машины с вывозимым имуществом, растаскивали продукты из магазинов. Некоторые руководители предприятий, пользуясь обстановкой, пытались исчезнуть с казёнными деньгами. Москву заполнили слухи. В отсутствие официальной информации кто-то рассказывал, что немецкие танки то ли в Одинцово, то ли уже в районе Белорусского вокзала. Были те, кто готовился встречать гитлеровцев как «освободителей». Прекратить панику удалось лишь после введения 20 октября 1941 года в Москве осадного положения. Документ, в частности, предписывал «нарушителей порядка немедля привлекать к ответственности с передачей суду военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте».
Пригороды растут быстрее городов
В период между переписями 2002 и 2010 годов, когда население Новосибирской области упало на 1%, можно смело выделять следующие территориально-демографические процессы:
1. В регионе складывается Новосибирская агломерация, определяемая как формированием зоны сплошной полосы застройки населенных пунктов, так и существующими коммуникациями. Агломерация протягивается от своего ядра лепестками в шести направлениях, совпадающими с автотрассами (ордынское и колыванское направления) или и с трассами и железными дорогами (западное, восточное, кузнецкое, южное направления).
2. В Новосибирской области начинает явно проявляться субурбанизация, когда население пригородов (как городов спутников, так и сельской местности) растет быстрее, чем население городских ядер. В случае с Новосибирской агломерацией это выглядит следующим образом: Новосибирск, Обь, Краснообск и большинство сельсоветов Новосибирского района — до +10%, Бердск, Толмачево, Криводановка, Каменка, Кудряши, Новолуговое и Барлак — +10+25%, Мочище и Кольцово — до +30%, а население Раздольненского и Мичуринского сельсоветов Новосибирского района выросло за эти восемь лет на 60%.
В агломерации Куйбышева-Барабинска ситуация оказалась еще интереснее. При падении численности населения обоих городов на 6–7%, количество жителей некоторых пригородных сельсоветов выросло на 2–3%. Подобное явление можно увидеть и в Карасукском районе.
3. За пределами Новосибирской агломерации практически вся территория области испытывает значительную депопуляцию и миграционный отток. Но в отличие от предыдущего периода темпы падения населения выше в сельской местности. В подавляющем большинстве районов темпы падения численности населения в сельсоветах, отдаленных от райцентров и трасс в среднем в три раза выше, чем в райцентрах.
4. Наиболее высокие темпы падения населения — в Васюганской зоне, где все сельсоветы на севере Колыванского, Чулымского и Убинского районов потеряли за этот период от четверти до половины уже и так уменьшившегося в 90-е годы населения. А север Кыштовского района — даже более половины всех людей. Единственное исключение — Северное, где как раз к этому периоду относятся инвестиции, связанные с добычей нефти.
В Барабинской зоне и Кулундинской зонах складывается очень четкое разделение — все районные центры устойчиво потеряли до 10% населения, большая часть сельской местности — до четверти населения, а отдаленные от трасс муниципалитеты — иногда до половины только за это неполное десятилетие. Однако в целом масштабы падения численности сельского населения в Барабе по каждой группе муниципалитетов в среднем примерно в 1,5 выше, чем в Кулунде.
Куйбышев
(Новосибирская область)
Код ОКАТО:
50415
Основан:
1772
Город с:
1782 Город районного подчинения (Куйбышевский р-н Новосибирской области)
Центр:
Куйбышевский р-н
Город прежде назывался:
Каинск | 1782 | 1935 |
Телефонный код (справочный телефон) | |
38362***** | 21-2-30 |
Отклонение от московского времени, часы:
4
Географическая широта:
55°27′
Географическая долгота:
78°18′
Высота над уровнем моря, метров:
110 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Куйбышев
Новосибирская агломерация, Сузун, Ордынский район
На следующем этапе — в 2010–2020 годы — все эти тенденции в полной мере сохранились, хотя и несколько изменились масштабы. Временный циклический демографический подъем и увеличение количества мигрантов привели к увеличению в это десятилетие населения Новосибирской области почти на 5%. А во многих отдаленных сельсоветах население и так уже сильно уменьшилось, а поэтому не могло показывать предыдущие темпы падения.
Население Новосибирска выросло за второе десятилетие XXI века более чем на 10%. Город Обь, большинство сельсоветов Новосибирского района, восток Коченевского, север Искитимского и юго-запад Мошкоского районов прибавили еще больше. Кольцово, Криводановка, Мочище, Мичуринский сельсовет и Краснообск прибавили от четверти до половины населения. А население Барлакского сельсовета Мошковского района и Каменского и Каменского и Толмачевского сельсоветов Новосибирского района выросло более чем в 1,5 раза.
За пределами центральной зоны Новосибирской агломерации, Сузуна и приморской части Ордынского района практически единственный муниципалитет, где в последнее десятилетие устойчиво увеличивалось население — это немецкое село Ивановка в Баганском районе, где население выросло более чем на 20% за 10 лет.
Большинство же сельских муниципалитетов Новосибирской области потеряли за 2010–2020 годы еще до четверти населения. В некоторых сельсоветах на севере области и в стороне от трасс и райцентров даже больше. Так, например этот показатель для Пихтовского и Пономаревского сельсоветов на севере Колыванского района составил -30-40% населения.
Очень хорошо показывает развитие и укрепление демографических тенденций в начале XXI века сводная картосхема, отображающая изменения в численности населения за период с 2002 по 2020 годы.
Если посмотреть на карту, заметно, что смена трендов для всех муниципалитетов нашего региона практически не характерна. Там где численность населения падала — она продолжает падать и дальше, где росла — растет. Причем, если составить общий рейтинг муниципальных образований по изменению численности населения по десятилетиям, то большинство сельских и городских поселений сохранит свое место. Исключением будут разве что сельсоветы Новосибирской области, где уже начинается массовое многоэтажное жилищное строительство.
Для того, чтобы в должной степени обратить внимание на те территории Новосибирской области, где в этом веке росла численность населения, лучше обратить внимание на картосхему, где использована заливка только этой категории муниципальных образований.
«Ввиду неблагополучного положения»
0
Смотреть все фото в галерее
К середине октября 1941 года обстановка на московском направлении советско-германского фронта стала критической. Наступление главных сил немецкой группы армий «Центр» привело к окружению группировки советских войск под Вязьмой. Ближние подступы к столице не были прикрыты достаточным количеством войск. Угроза падения столицы СССР стала более чем реальной. 12 октября 1941 года пала Калуга. Немецкие части вышли на рубежи, расположенные в 150-200 километрах от Москвы.
0
15 октября Государственный комитет обороны СССР принимает постановление №801 «Об эвакуации столицы СССР Москвы»: «Ввиду неблагополучного положения в районе Можайской оборонительной линии Государственный Комитет Обороны постановил: 1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев (НКПС — т. Каганович обеспечивает своевременную подачу составов для миссий, а НКВД — т. Берия организует их охрану.) 2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с заместителем председателя СНК т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке). 3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата Обороны в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба — в Арзамас. 4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД — т. Берия и т. Щербакову произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию). Председатель Государственного Комитета Обороны СССР И. СТАЛИН»
×